Понятие гносеологии
Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.
Познание в философии – это процесс получения человеком информации об окружающем мире, его законах и устройстве.
Каждая названная выше проблема имеет свое собственное содержание. Например, природа и сущность познания состоит из таких вопросов, как предмет познания, соотношение субъектов и объектов познания, соотношение знания и сознания.
Содержание познания занимается изучением диалектики познания – чувственного и рационального, переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., единство конкретного и абстрактного, детерминация процесса познания социокультурными факторами.
Форма познания – логическая структура мышления, соотношение логических законов с логической правильностью мышления, категориальная структура мышления, познание и язык.
Методы познания – это соотношения метода с теорией, метода с методологией, классификация методов по степени субординации и координации.
Истина, с ее условиями и критериями представлена соотношением истины со знанием, соотношением абсолютной и относительной истины, конкретность и многообразие истины, ее критерии.
Формы существования и развития знания – научные факты, сущность проблемы и гипотезы, принципы доказательства и сущность теории.
Всеми названными выше аспектами занимается философия. Это можно объяснить тем, что именно в философии происходит анализ тотальности вещей, реальности в любом ее моменте без изъятия:
- материального мира;
- идеальных феноменов;
- воображаемых объектов.
Философией выработаны различные средства, принципы и методы. Частная наука не может этого сделать в связи с ограниченностью своего предмета и системы знаний. Философия же при анализе других наук базируется на разных философских разделах:
- онтологии;
- диалектике;
- формальной логике;
- антропологии;
- этики;
- культурологии и пр.
Необходимо отметить, что гносеологические проблемы формировались при развитии потребностей науки и общества. Само по себе познание и его изучение представляет не нечто вечно неизменное, данное раз и навсегда, а является развивающимся по определенным критериям событием. Гносеология имеет свою уникальную длительную историю, которая уходит своими корнями в античную философию.
В античной философии, особенно в греческой, были поставлены глубокие идеи, касающиеся соотношения объекта с субъектом, истины и заблуждений, конкретность истины, диалектику познавательного процесса, объекта познания и структуры мышления человека.
Подходы к проблеме познания
Известно два основных подхода к проблеме познания:
Гносеологический оптимизм – предполагает, что мир можно познать вне зависимости от того, можно объяснить то или иное явление или нет.
Эта позиция характерна всем материалистам и некоторым последовательным идеалистам, несмотря на различия в методах их познания.
Основой познания является способность сознания к воспроизведению, или отражению, полноты и точности существующего объекта.
К основным предпосылкам теории познания диалектического материализма относят:
- источник познания, находящийся снаружи, но является объективным;
- принципиальная разница понятий «явление» и «вещь в себе» отсутствует, но есть разница познанного и еще не познанного;
- познание представляет собой непрерывный процесс углубления и изменения знания, основанного на преобразовании действительности.
Гносеологический пессимизм – предполагает необходимость сомнения в любой возможности познания мира.
К типам гносеологического пессимизма относят:
- скептицизм – направление гносеологии, которое ставило под сомнение саму возможность познания объективной действительности. Данного направление придерживались Секст Эмпирик и Диоген. Философским скептицизмом сомнение превращается в принцип познания, такая точка зрения свойственна Дэвиду Юму;
- агностицизм – течение, которым полностью отрицалась возможность достоверно изучить сущность мира, как говорил И. Кант. В качестве источника познания выступал внешний мир, сущность которого невозможно познать. Любой предмет является так называемой «вещью в себе». Познает человек только явления, используя при этом только врожденные априорные формы – пространство, время, категорию рассудка, также организуется опыт ощущения.
На рубеже XIX-XX веков была сформирована одна из разновидностей гностицизма – конвенционализм. Он представляет собой концепцию, в соответствии с которой научные теории и понятия – это не отражения реального объективного мира, продукт соглашения ученых.
На сегодняшний день гносеология – это не единственное направление, предметом изучения для которого выступает познание как таковое.
На основании проблематики гносеологии, взяли начало такие научные направления, которые занимаются познанием – когнитивная психология, логика, история науки, науковедение, социология, методология и пр.
Современная гносеология продолжает свое развитие, проповедует «правило сотрудничества» и синтеза с другими дисциплинами. Отдельные ученые утверждают, что на сегодняшний день все более ярко проступает процесс становления социальной целостности, идет заложение основ общего для всего человечества стиля мышления. В структуре такого общечеловеческого мышления ведущее место занимает диалектика.