Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Значение гносеологии

Понятие гносеологии

Определение 1

Гносеология, или теория познания – это раздел философии, который занимается изучением взаимоотношений объекта, субъекта и знания в ходе познания.

Сам термин «теория познания» в философии достаточно молодой. Он был введен в оборот в середине XIX века, в связи с активным развитием естественных, технических и гуманитарных наук. Первую систематически и синтетически продуманную философскую теорию познания разработал И. Кант еще в конце XVIII века. Он же является автором классической формулировки фундаментальных гносеологических проблем, то есть вопросов возможности математического, естественнонаучного, метафизического и религиозного знаний и их существенных характеристик. Некоторые ученые начинают отсчет существования гносеологии в качестве самостоятельной дисциплины в области философии именно с трудов Иммануила Канта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Философия подробнее .

Значение гносеологии

В ХХ веке отмечено неуклонное возрастание количества голосов, стремящихся объявить классическую проблематику гносеологии преодоленной, не выходя за границы так называемого «неклассического философского дискурса». Теория познания играет свою роль только как историко-философский раритет. Несмотря ни на какие колебания философских взглядов, теория познания и в настоящий момент сохраняет свое фундаментальное значение и для непосредственно философии, и для целостного человеческого мировоззрения.

Замечание 1

Это связано с тем, что философское знание вынуждено включать в себя познавательно-рефлексивный компонент, без которого невозможно его существование.

Например, если в рамках социальной философии речь идет о структуре общества и о закономерностях исторического процесса, то это всегда предполагает явное и неявное решение вопроса о том, как вообще может быть осуществлено социальное познание, то есть какими методами можно получить и обосновать такое социально-философское знание.

В религиоведческих исследованиях обязательно встает вопрос относительно природы религиозного опыта познания и о возможности его рационально реконструировать в рамках религиозной доктрины. В рамках этики обязательно встает проблема специфики морального знания, критериев истины этических исследований и пр.

Иными словами, наличие развитого теоретико-познавательного компонента – это необходимое условие существования и поступательного развития любого раздела философского знания. С этой точки зрения гносеология выступает как интегратор и стимулятор философского творчества.

Только благодаря гносеологии может происходить самоидентификация философии в качестве самостоятельно сферы духовной культуры людей и как специфический вид знания, отличающийся от науки, религии и искусства. Даже систематическая теоретико-познавательная философская рефлексия находится над названными формами духовного творчества, то есть обязательно есть составляющая их собственного самопознания, чем и понимается собственное предназначение в обществе. С этой позиции, правомерно проводить рассмотрение гносеологии как важнейшего условия самосознания не только в философии, но и во всей духовной культуре человечества.

Так как центром философии всегда является человек, то и вся философия пронизана антропологической проблематикой. Сущностной чертой любого человека выступает его наделенность сознанием, в котором сама этимология слова наводит на фундаментальную роль знания и сознания. В этом смысле, можно сказать, что гносеология имеет значение, как условие самопознания человека.

Современные данные исследования Космоса все сильнее убеждают человека в том, что ключ к разгадке его тайн кроется не только в процессе технического освоения физического пространства, но и в разгадке тайны самого человека и природы знания, которым он обладает. Знаменитый антропный принцип космологии утверждает, что Вселенная устроена таким образом, что на определенном этапе ее эволюционного развития обязательно должен появиться наблюдатель. Эта дает возможность предположить, что гносеология в будущем может превратиться в сердцевину космологических исследований. Во всяком случае, игнорирование теоретико-познавательной проблематики, особенно проблемы сознания, на сегодняшний день не может разгадать ни один серьезный астрофизик-теоретик.

Вступление человечества на путь глобальной компьютеризации не только демонстрирует основополагающее значение знаний в поступательном социально-экономическом и технологическом развитии общества, но и ставит перед человечеством ряд новых сложных проблем, связанных с возрастающей угрозой информационного манипулирования человеческим сознанием и возрастающим несоответствием типов обновления знаний и психофизической способности человека их осваивать. В таких условиях социальное значение гносеологических фундаментальных теоретико-познавательных оценок и прогнозов не может быть переоценено.

Научно-технический прогресс сочетается с открытием скрытых когнитивных возможностей и сил внутри самого человека, включая и способности нерационального характера. Философская теория знания дает возможность подготовиться к встрече с новыми, зачастую парадоксальными и непривычными, фактами и дать им рациональную, а не оккультно-иррационалистическую интерпретацию. Это еще одно значение гносеологии в современном мире – методологическое и социально-психологическое, то есть гносеология не позволяет науке впадать в магические или, напротив, в надменно рационалистические соблазны, а общественное сознание удерживает от разнообразных массовых психозов.

Иными словами, можно сказать, что теория познания является метафизическим сердцем философии и крайне действенным средством общемировоззренческой стабилизации социума в рамках информационного взрыва и глобального антропокосмического поворота, который в настоящее время переживает человеческая цивилизация.

Такое важное положение и функции теории познания требуют серьезно уточнить ее предметную область в рамках метафизики и характера взаимоотношений с нефилософскими когнитивными дисциплинами.