Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Критерии гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Критерии гносеологии

Понятие гносеологии

Определение 1

Гносеология, или теория познания – это философское направление, изучающее природу и возможности познания.

Вопрос познания человеком окружающего мира является центральным в любом направлении философии. В философии все эти вопросы разрабатывались на протяжении всего исторического пути ее развития.

Уже в философии античности были представлены все известные подходы к познанию, которые уточнялись и развивались в течение следующих столетий. Термин «гносеология» берет начало от двух греческих слов – знание «гносис» и понятие «логос», и тем самым определяет учение о знании. Непосредственно термин «гносеология» вошел в философию только в 1854 году благодаря шотландскому философу Ферреру. Теория познания занимается изучением всеобщего в познавательной человеческой деятельности безотносительно к тому, какова сама эта деятельность, то есть является она профессиональной, научной или художественной

Готовые работы на аналогичную тему

Критерии истинности в гносеологии

Определение 2

Критерий истинности – некоторое отношение, отличающееся от познавательного процесса, но органически с ним связанное. В качестве такого процесса выступает общественная практика, образующая основной критерий.

Практика – это чувственно-рациональная и предметно-теоретическая человеческая деятельность, направленная на преобразование материальных и идеальных систем. Именно практика должна быть рассмотрена как ведущий критерий гносеологии. Если знание является истинным, то практика, которая на нем базируется, будет успешной. Напротив, если практическая деятельность признана неудачной, то знание, лежащее в ее основе, с большой вероятностью окажется ложным.

Взаимосвязь практики и познания имеет тройственное проявление:

  • познание в качестве источника развития практики;
  • практика в качестве источника развития познания;
  • практика в качестве критерия истины.

Практика как критерий истины по-разному трактуется диалектикой и метафизикой. Диалектика говорит о единстве, то есть диалектическом противоречии чувственного и рационального в практике. Иными словами, практика является единством чувственного и рационального в освоении мира. В единстве обозначенных аспектов практика является критерием истины. Знание необходимо подтверждать в практическом и теоретическом погружении в объект в процессе практики.

Замечание 1

Рациональный аспект практики раскрывается в единстве логического и исторического, абстрактного и конкретного.

Непротиворечивость, как критерий, предполагает выраженность истинного знания как логически непротиворечивой формы. Логическое противоречие говорит о заблуждении или о лжи.

Когерентность, или системность предлагает хорошую согласованность нового знания с результатами, которые уже могут быть оценены в качестве истинных. Критерий когерентности позволяет сделать выбор между двумя теориями, которые невозможно проверить на практике, так как обе они логически непротиворечивы.

Эвристичность, как критерий начинает действовать тогда, когда остальные методы разграничения истинного и ложного знания не помогают в принятии решения.

Красота – крайне субъективный критерий, в котором выражается личностная удовлетворенность результатом процесса познания. П. Дирак – английский ученый-физик, утверждал, что красивая и внутренне согласованная теория не может быть ошибочна. Смысл данного критерия в том, что хорошую теорию отличает особая эстетическая гармония, элегантность, ясность и стройность. Т. Кун считал, что значение эстетической оценки может иногда оказываться решающим.

Неноминализм считает практику материальной практически во всех случаях. Она является процессом-сущностью, который тем или иным образом может быть описан и репрезентирован.

В рамках гносеологии применяют и иные критерии истины:

  • экспериментальную достоверность;
  • простоту;
  • полезность;
  • интуицию.

Экспериментальная достоверность говорит о том, что истинным может считаться только то, что было подтверждено опытным путем, экспериментом. Это является основной идеей сенсуализма и эмпиризма. Под терминами «сенсуализм» и «эмпиризм» принято понимать некое теоретико-познавательное и психологическое направления, которые выводят весь процесс познания из разряда чувственного восприятия, изображающего все явления духовной жизни в качестве более или менее связанных комплексов ощущений, причиной которых могут выступать как внешние, так и внутренние раздражители.

Простота, как критерий, заключается в том, что из предложенных двух теорий, предпочтение должно отдаваться той, которая может объяснить действительность, базируясь на меньшем количестве независимых допущений, то есть более просто. Критерий простоты обращается к таким принципам, которые были сформулированы в истории философии в качестве требования минимизации допущений в объяснении Аристотеля. Человек всегда стремится к поиску простейшего решения. Однако характеристика простоты знания не может быть описана однозначно. При оценивании самого критерия простоты отсутствует единство – какие-то философы считают, что он действенный, а другие видят в нем теоретическую химеру, которой нет места в науке и философии.

Неклассическим дополнением к перечню критериев истинности можно считать полезность. Полезность – это такое знание, которым обеспечивается деятельность, ведущая к успеху, ее необходимо рассматривать в качестве истинного вне зависимости от его содержания.

Определение 3

Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.

Знание, полученное через интуицию может быть и чувственным, и рациональным.