Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Направления гносеологии

Функции гносеологии проистекают из знания. Теория познания, то есть непосредственно гносеология, рассматривает отношения «мир-человек» в качестве отношений объекта и субъекта познания. Противоречивое взаимодействие субъекта и объекта познания позволяет постичь истину. Вопрос того, что именно может достоверно считаться истиной и каковы критерии ее определения – вечный вопрос гносеологии.

При исследовании проблематики истины и ее критериев, ее внутренней диалектичности, философия осуществляет основную функцию гносеологии, взаимосвязанную с познавательными способностями каждого человека. К ним относят:

  • рассудок;
  • разум;
  • интуицию.
Определение 1

Рассудок – это способность оперировать отдельными известными категориями в соответствии с определенными правилами.

Разум – это способность разрабатывать новые категории и правила рассуждения.

Рассудок ограничивает дискурсия – постепенное доказательство, а разум пользуется интуицией – непосредственным усмотрение результата. Наука должна их все объединить.

В теории познания сформировано два направления: эмпирическое и рационалистическое. Сторонники эмпиризма видели единственный источник знаний в опыте, базирующемся на чувственном познании, при этом они недооценивали активную роль теоретического мышления для познания.

Сторонники же рационализма абсолютизировали роль абстрактного мышления, при этом недооценивая значимость чувственного познания, опытов, наблюдений и экспериментов. Очевидно, что оба этих направления слишком однобоки при оценки двух неразрывно связанных между собой сторон человеческой познавательной функции.

Функции гносеологии в философии

Функция гносеологии в философии должна обеспечивать уяснение трудных взаимоотношений, которые формируются между объектом и субъектом в ходе познавательной деятельности. Ее область ограничивается отношениями познаваемого с познающим, истиной как таковой и критериями истины.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблему познания в философии сформулировали еще в античные времена, но центром философских исследований они стали только при становлении классической науки. В это время начинается формирование классического типа теории познания, как одного из основных разделов философских знаний.

Так как речь затрагивает в основном сложные вопросы философской теории и познавательных процессов, эту функцию гносеологии можно определить как теоретико-познавательную.

Теоретико-познавательная функция, в первую очередь, касается вопросов о том, можно ли познать мир. Если какой-то философ или философское течение базируется на принципиальной непознаваемости мыслящим субъектом, то есть отдельным индивидом, социальной группой или целостным обществом, сущности явлений объективного мира, то задача становится проще. Источник познания сущего отмечается при этом вне человеческой личности и деятельности. Слабость естественного человеческого разума компенсируется всемогуществом сверхъестественного божественного проведения и проникновения. Скептические и неполные толкования этого вопроса, в итоге приводят к таким же утверждениями.

Мировоззренческая установка к возможности познания человеком помимо явлений, но и их сущности, выводит гносеологию на абсолютно новый уровень, когда выясняются субъективно-объективные отношения в ходе познания, идет установление особенностей природного и социального познания, совершается поиск путей для подтверждения достоверности знания, проводят строгое разграничение истины и заблуждений.

Одной из наиболее актуальных теоретико-познавательных проблем является достижение оптимального сочетания возможностей философии в качестве общей теории и методологии и данных частных наук, и естественных, и общественных. Использование таких данных позволяет философии синтезировать их и одновременно корректировать собственные выводы, благодаря чему богаче становятся знания о мире и более адекватно отражается его реальность.

Такая функция гносеологии философии может быть реализована двумя способами.

  • рационалистический;
  • эмпирический.

Рационалистами возвышался разум в познании, при этом недооценивался опыт и опытное знание. Эмпириками же, напротив, абсолютизированы опыт и эксперимент в познавательной человеческой деятельности, и при этом они игнорируют абстрагирующие возможности ума человека и его интеллекта. Рационализму совершенно открыто противопоставляется иррационализм, который в познании основной упор дает на интуицию субъекта, его инстинкты и натуру.

Познание, в диалектико-материалистической гносеологии, принято понимать в качестве сложного диалектического социокультурно обусловленного процесса активного творческого отражения действительности, который осуществляется человеком как общественным существом и в процессе общественно-исторической практики. Данное определение указывает, что познание и практика являются взаимосвязанными сторонами единого исторического процесса. Основополагающие в этом процессе – это субъектно-объектные отношения, в которых субъектом выступает источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Под субъектом в широком смысле можно понимать общество, которым осуществляется собственная познавательная и преобразующая деятельность посредством отдельных индивидов. Субъектно-объектная деятельность, которая осуществляется материальным путем, - это практика. Практика – тип целенаправленной предметно-чувственной человеческой деятельности, направленной на преобразование и создание новой реальности, то есть мира материальной и духовной культуры.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис