Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сенсуализм в философии Нового времени

Основные черты философии Нового времени

Историческое развитие человеческое культуры породило такие явления, как разделение труда, возникновение мануфактурного производства, что в свою очередь стало предпосылкой развития рационального мышления. Рост научного знания ускорял развитие техники и технологий, что способствовало усовершенствованиям во всех сферах общественной жизни. В период нового времени человек малу-помалу избавляется от гнёта и догматических установок Церкви, главной ценностью объявляется индивид, его интересы, самореализация и счастье. Разум и рациональные мышление становятся главными ориентирами прогресса. Человек начал понимать себя, свою роль в мире с абсолютно другой точки зрения.

Главными движущими механизмами революции сознания в Новое время были наука и философия. Философия, до этого находившаяся под гнётом официальных постулатов Церкви, обретает всё больше независимости. Мыслители на первый план выдвигают проблемы личности, сосредотачивают своё внимание на исследовании законов природного мира, изучении закономерностей и алгоритмов познания. Отныне индивидуум самостоятельно, без подсказок духовных лиц, формирует свои жизненные цели, определяет свои потребности, интересы, и намерения.

Замечание 1

Данный процесс требовал трезвого взгляда на окружающую действительность, а также смелость, чтобы воплотить свои прогрессивные идеи и взгляды в жизнь, преобразовать социум.

Проблема метода в философии: рационализм и эмпиризм

Прогресс в области экономики Нового Времени, а именно развитие рыночных отношений стало главной причиной ориентации философского знания на точные науки и гносеологию. На первоначальном этапе прирост знания происходит благодаря эксперименту и опыту. Человек, объявленный главной ценностью этого мира, стал изменять окружающую действительность, а для таковой необходима была не просто информация, а точные, истинные доктрины, которые адекватно бы отражали внешний мир. В связи с этим довольно скоро ключевой проблемой становится разработка метода, при помощи которого можно было бы добыть истинное знание. Мыслителями этой эпохи было сформулировано две главных парадигмы:

«Сенсуализм в философии Нового времени» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • эмпирическая.
  • рационалистическая.

Считается, что в эти два способа были включены дискуссии между представителями номинализма и реализма. Надо отметить, что в Новое время мотив понимания покидает область самих предметов и вещей, но в то же время затруднительным становится «понимание сути». В предшествующей интеллектуальной мысли проблема ставилась довольно просто, и касалась того, найдена суть вещи или нет. Но теперь гораздо важнее насколько адекватна и правильно определена сущность предмета. Поэтому главной задачей становится устранение искажений и неточностей в отражении окружающей действительности. Уже у Бекона, одного из видных представителей эмпиризма, мы находим «учение об идолах», у Декарта, яркого представителя рационализма – «правила для руководства ума». Место процесса «понимания» замещает процесс «объяснения».

Родоначальником философии Нового времени принято считать великого французского мыслителя и математика Рене Декарта (1596 – 1650 гг.). В его концепциях присутствует новый взгляд на устоявшиеся принципы понимания внешней реальности, а также радикальный пересмотр таких явлений как разум и сознание. В главном труде своей жизни «Рассуждение о методе», созданном в 1637 г., философ ставит своей целью сделать процесс познания доказательным. Доказательства истинности и адекватности знания он ищет в самом знании. По мнению математика, первичные сведения добываются исследователем при помощи собственного мышления. Исходный пункт метода Декарта в том, в основе сознания находится принцип очевидности. Первоначальный пункт исследования – это метод сомнения, который необходим для того, чтобы найти очевидное и бесспорное положение. Учение французского философа о методе можно обобщить в следующих постулатах:

  • не верить в то, что не является несомненным и очевидным.
  • рассматривать мысли в строго определённой последовательности, иными словами от простого к сложному.
  • создавать обширные перечни всех сведений, которые можно отнести к изучаемому явлению или вещи.

Сенсуализм

Замечание 2

В переводе с латинского языка сенсуализм обозначает «чувство», «ощущение». Данное направление представляет собой теоретико-познавательную позицию, суть которой в том, что внешний опыт представляет собой единственный источник знания.

Сенсуализм получает наиболее полное развитие в философии Нового времени. Это течение также длительный период было основной формой эмпиризма. Главное понятие данного направления –опыт. Ключевой вопрос: из чего он складывается, из каких элементов состоит? Выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632 – 1704 гг.) развивал данную парадигму в материалистическом ключе. Согласно его концепции, чувства, ощущения и мысли субъекта познания – это отражение окружающей действительности. Внешний опыт призван описать и дать характеристику отдельному свойству вещи. Джон Локк выделял первичные и вторичные характеристики предметов. Первичные – это механические характеристики объекта, такие как плотность, объём, масса. Вторичные – это субъективное восприятие наблюдателем первичных свойств вещи. Вторичные – субъективная форма восприятия человека первичных качеств.

Другой мыслитель, из Англии, Джордж Беркли создал идеалистический сенсуализм. Он не признавал понятие материи как первопричины человеческих ощущений. Чувства, по его мнению, единственный источник достоверных представлений о внешнем мире. Существовать – значит быть воспринимаемым другим объектом. Последовательное развитие данного положения ведёт к тому, что реально существующим может быть только сознание.

Историки считают, что наиболее последовательно сенсуализм развивал Дэвид Юм. Главный постулат его учения: абсолютизация опытного знания. Этот английский мыслитель источником знания считал не только внешний, но и внутренний опыт человека. Первичными восприятиями он полагал созерцание окружающей реальности, вторичными – чувственные образы памяти, а также человеческие страсти, аффекты, желания.

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot