Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности развития психологии в Новое время

Общая характеристика Нового времени

Определение 1

Новое время - это период в развитии психологического знания, определяемый в рамках с XVI по XVII вв. Этот период характеризуется появлением новых подходов, связанных со стремлением к развитию рациональности и большей доказательности имеющихся теоретических концепций.

Данный период характеризуется расцветом механики, развитием физики, что не могло не повлиять на развитие психологии. Успехи в развитии механики определили новые взгляды и мировоззренческие концепции – Вселенная и природа понимались не как какие-то силы, а как некие огромные механизмы.

Аналогичный механицизм развивался и в развитии взглядов на учения о человеческом теле, которое определялось как некая автоматизированная машина, которая функционирует по определенным законам физики. Такие воззрения получили название «механистический детерминизм».

Статья: Особенности развития психологии в Новое время
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В этот период развитие психологии вновь объединяется с философскими подходами, поскольку это позволяло сузить предмет психологии до поиска общих закономерностей развития психики в целом, а не живого мира вообще.

Для психологии Нового времени ее предмет определялся в рамках сознания: психология искала ответ на вопрос о способах становления у человека картины мира и самого себя. Исследователи стремились раскрыть и доказать возможности человека в поиске истины на основе знаний, а не веры. Важным вопросом стало изучение разумного и неразумного поведения.

Выделяются два основных направления в исследовании психологической мысли этого периода:

  • определение предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных;
  • изучение функций души, ее роли в познании и поведении.

Что касается изучения способов получения знаний, то здесь исследователи разбились на два лагеря: сенсуалисты, которые считали, что основой познания являются ощущения, и рационалисты, которые считали, что в основе познания лежит разум.

«Особенности развития психологии в Новое время» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Представители сенсуализма

Определение 2

Сенсуалисты представляют процесс познания как единый и непрерывный, идущий от ощущений к мышлению, от частного к общему.

Фрэнсис Бэкон является основоположником эмпирического подхода в изучении сознания: он предлагал перейти к описанию его проявлений и характеристик и уйти от поиска содержания предмета души. Ф. Бэкон разделил науку на философию человека и общества: в рамках первой, человек рассматривается как индивидуум отдельно от общества. Философия человека разделяется на науку о душе и науку о теле, им предшествует наука о человеке вообще, которая исследует человека как личность, в связи души и тела.

Томас Гоббс развил новый взгляд на исследование сознания, он заложил основы материалистического учения Нового времени. Он предложил идею о том, что душевная деятельность - это продолжение движений, начатых в органах чувств, которые вступают в ассоциативные связи. Таким образом, Т. Гоббс является основоположником ассоциативной психологии.

Джон Локк также является ярким представителем эмпирического направления в психологии: он считал, что в основе познания лежат идеи, которые являются результатом нашего опыта и приобретены при жизни. Таким образом, психические процессы - это результат ассоциаций ощущений: например, воля - это результат ассоциации чувственных мотивов. Работы Дж. Локка повлияли на развитие школ эмпирической психологии в Англии, Франции и Германии.

Английский мыслитель Дж. Беркли создал идеалистический сенсуализм, который считал, что чувства - единственный способ познания и представлений об окружающем мире.

Еще одним английским сенсуалистом был Дэвид Юм, который также абсолютизировал опытное знание, однако он отмечал, что источником познания является не только опыт внешней действительности, но и внутренней. В связи с этим, он выделял первичные восприятия - образы окружающей действительности, и вторичные - чувственные образы памяти, аффекты, желания.

Представители рационализма

Основоположником рационализма является Рене Декарт, он стремился построить научное знание в систематическом виде, связать его с философскими и математическими принципами. Он предложил дедуктивный метод познания (от общего частного), который строится на наличии врожденных идей: идее Бога, логических законов.

Таким образом, Р. Декарт заложил основы дуализма: противостояния двух субстанций: материи и мышления.

Философ считал, что чувства могут обманывать, поэтому единственный способ познания - это разум, который и является атрибутом души. Р .Декарт сформулировал психическую реальность в рамках сознания, так как психические процессы мы осознаем, а физиологические - нет, соответственно единственный путь познания психических процессов - самонаблюдение.

Философ впервые формулирует психофизическую проблему - соотношение души и тела, признавая первое независимым от второго.

Проявлением души является сознание, оно и отделяет животных от людей.

Р. Декарт считает тело машиной, подчиняющейся законам механики, однако душа воздействует на тело посредством “животных духов”, которые направляются по определенным путям, идущим к мозгу. Таким образом. сущность души - в мышлении.

Другим ярким представителем рационализма является Бенедикт Спиноза - голландский философ, он отказался от идеи представления сознания как отдельной сущности (как у Р. Декарта), выделяя единственную субстанцию - Бога. Таким образом, взгляды Б. Спинозы носят пантеистический характер: Бог отождествляется с природой.

Определяя Бога как единственную субстанцию, Б. Спиноза отмечает, что он обладает полной свободой, человек же как модус - наделен разумом и стремится к свободе, но он ограничен разного рода необходимостями. Поэтому единственный путь к свободе: сделать так, чтобы внешне необходимости трансформировались во внутренние. То есть свобода - это осознанная необходимость.

Б. Спиноза выделяет несколько ступеней познания:

  • чувственное отражение окружающего мира (недостоверно и противоречиво),
  • познание в результате деятельности разума (логические операции),
  • познание в чистом виде (исходит из самого разума человека, это высший уровень).

Немецкий представитель рационализма - Готфрид Лейбниц не принял ни дуализма Декарта, ни пантеизма Б. Спинозы. В ответ на них Г. Лейбниц выдвинул теорию монад (множественности субстанций): весь мир состоит из огромного количества субстанций (монад), которые неделимы, непрерывны и замкнуты в самих себе.

Г. Лейбниц выделяет следующие виды монад: голые монады (в основе неорганической природы), монады животных (обладают ощущениями), монады человека (обладают сознанием), высшая монада (Бог).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot