Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия Нового времени

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия Нового времени

Новое время: его особенности

Замечание 1

Новое время охватывает собой период с начала 16 и до начала 20 века. Однако среди историков нет единого мнения насчёт хронологии этой эпохи. Новое Время ознаменовало собой окончание жестокого и тёмного Средневековья.

Характерными особенностями средневековья были религиозный догматизм, вмешательство Церкви в экономическую, политическую, культурную жизнь социума. Даже частная жизнь была под присмотром и жёсткой цензурой со стороны священнослужителей. В средние века человек не принадлежал себе, за него думала Церковь. Все стремления и цели индивида признавались еретическими, если не попадали в идеологическую парадигму этого времени. Даже высокопоставленные государственники, крупные феодалы, и правители зачастую не могли шагу ступить без Папы Римского. Новое время принесло с собой принципиально другие идеи, объявило индивидуума главной ценностью. Самые смелые философы и учёные поставили своей целью сделать знание общедоступным и поставить его на службу обществу. Если раньше знание было привилегией небольшой группы посвящённых, то теперь издаются энциклопедии и различные сборники, которые были понятными для больших групп людей. Теперь в полемике и дискуссиях могли участвовать даже женщины. Если раньше слабый пол не допускали к занятию науками, то теперь выпускаются специальные издания и публикации для них.

Двигателем изменений во всех сферах социума в это время несомненно стали философия и наука. Нужно отметить, что этот этап развития западной цивилизации отличается неравномерностью общественного развития. К примеру, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция входит в период расцвета абсолютизма, а Италия по причине победы контрреформации оказывается надолго отброшенной на периферию развития.

Движение от феодального типа производства к капиталистическому носило неоднозначный характер, а зачастую принимало драматические формы. Пропасть между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для индивида становится случайными. Характерным явлением становиться разделение на человека родового и частного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Мировоззрение теряет былую цельность и однозначность. Когда ортодоксальные постулаты Церкви указывали личности как нужно жить, то для людей не возникало никаких противоречий и вопросов, касательно устройства мира и целеполагания. Но взгляды человека на мир приобретают глубину, потому что он понял противоречивость и сложность бытия.

Формирование философии Нового времени

Начиная с 18-го столетия начинается период в развитии философской традиции Запада, который принято называть философией Нового времени. Зарождение и складывание новой европейской мыслительной традиции определили следующие факторы:

  • социально-экономические преобразования.
  • разложение феодальных, и зарождение капиталистических отношений.
  • возрождений ценностей античной культуры.
  • религиозная реформация.
  • распространение знаний среди широких слоёв населения.
  • активное развитие естествознания.
Замечание 2

Всё вышеперечисленное приводит к тому, что религия теряет свои прежние позиции, отныне у неё нет монополии в культурной и духовной сферах бытия.

Во времена феодализма и рабовладения не было чёткого разделения между философской мыслью и науками. Тогда существовала неразграниченная, единая сфера знания, которая называлась «философия-наука». В Новое время происходит отпочкование частных дисциплин из лона философии. Это, в свою очередь, повлияло и на последнюю. Мыслительная традиция приобрела специфические черты, в ней появились новые направления и методы. Прежде всего, изменяется сам предмет «матери» всех наук, а сами мыслители концентрируют своё внимание на проблеме соотношении сознания и материи, а также уделяют внимание решению логико-гносеологических вопросов. Кроме того, радикальные перемены в естествознании, зарождение и развитие частных методов исследования в этой области, поставили перед мыслителями задачу обобщения их достижений и разработки некоего общего метода. Именно серьёзные успехи в частных науках поставили вопрос о выработке метода познания. Сначала был поставлен вопрос о происхождении знания, его источнике. Что первично: разум или чувства, спрашивали интеллектуалы этой эпохи. При решении этих проблем было создано два главных течения:

  • эмпиризм ( Бэкон По данной теме мы уже выполнили презентацию Френсис Бэкон подробнее , Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее , Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее ).
  • рационализм ( Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее , Спиноза, Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Лейбниц подробнее ).

Эмпиризм как направление в гносеологии, связанное с успехами естествознания, возникает Италии и Нидерландах, но своё логическое завершение получает в Англии. Рационализм же, связанный, в первую очередь, с достижениями математической науки, появился ещё в Древней Элладе, а именно в концепциях Сократа и Платона. Окончательно это направление оформляется как независимое течение в гносеологии только в 17 столетии.

Приверженцы первого течения утверждали, что опыт – главный источник знания, что нет ничего в сознании, чего бы не было в чувствах. Представители данной интеллектуальной парадигмы опирались на эксперимент и на конкретные достижения современной им физики, зоологии, химии, ботаники. Они были убеждены, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Всеобщие достоверные истины, в которых никто не может усомниться, согласно их взглядам, происходят только из опыта, а не из сознания.

Рационалисты же, являясь по совместительству творцами новой математики и теоретического естествознания, считали главным источником знания – разум, логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они ставили своей целью сделать рационалистический метод всеобщим как для философии, так и для всех частных наук. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума, либо из понятий, врожденных уму (Декарт), либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис