(греч. theos – бог) – религиозно-философское учение, признающее существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм рассматривает как осуществление божественного промысла.
Определение 1
Теизм – система мысли, признающая бытие личного Бога, утверждая его возможность... Теизм противопоставляется научному познанию мира.... Основополагающие черты теизма
Бог выше созданной им природы.... К теизму относят все монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам.... Теизм тесно связан с проблемой чувственного постижения божественного.
Статья посвящена совсем недавно поднятой в западной философии религии проблеме различения классического и персоналистического теизма, которую инициировал сверхконсервативный католический философ Брайан Дэвис и которая была активно подхвачена ультралиберальными теологами. В статье показывается, что в первом случае игнорируется то, что христианство является религией Откровения, а во втором имеет место стратегия демонтирования теистического мировоззрения как такового под предлогом его приспособления к современной картине мира. Доказывая то, что веками было самоочевидным, автор статьи предпринимает исторический экскурс в становление самого понятия «теизм» (начиная с конца XVII в.), демонстрируя, что «теизм» понимался как персоналистическое религиозное мировоззрение почти всеми его сторонниками и всеми без исключения противниками. Уточняется и то, что личностность теистического Бога не равнозначна антропоморфизму, так как вполне может пониматься исходя из аналогической теории языка религии.
Теизм основывается на любой монотеистической религии и подчеркивает не только личное понимание Бога и... Между теизмом и пантеизмом нет жесткой, непроницаемой границы.... Следует также иметь в виду, что общим знаменателем для теизма и пантеизма (как и деизма) является представление
Дается современная интерпретация автономии Бога в качестве диалектической противоположности человеческой автономии. Появляется возможность зафиксировать наличие трансцендентного в качестве феноменологической интенции человеческого отношения к социальному и природному миру в теономной культуре. В этом случае автономия выступает как внутренний момент теономии, а творческая свобода Бога выступает в качестве окончательного выражения Его субстанциальной автономии. Автономия социального и природного мира становятся относительными или даже в пределе – гетерономными. Такая гетерономия лежащего вне Бога мира окончательно проявляется в системе механической причинности. Разумеется, в светской культуре их соотношение будет обратным, т.е. латентная религиозность составляет внутренний момент личностной автономии человека.
(итал. barocco – странный, причудливый; португ. peroba barocco – жемчужина неправильной формы) – термин впервые примененный в XIX в. швейцарским культурологом Я. Буркхардтом в пренебрежительном смысле как «причудливый», «вычурный». 1) Направление в европейской дворянско-церковной культуре сер. XVI в. (Италия, Испания)–сер. XVIII в. (Венгрия, славянские страны). Появление барокко обусловлено переменами в культуре Ренессанса, контрреформации, интеллектуальными движениями XVII в. 2) Стиль в европейском искусстве XVII–XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением, пышностью, выразительностью.
(греч. mimos-подражание, воспроизведение) – способ художественного творчества (в основном в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Термин «мимезис» введен Аристотелем. Демокрит писал: «Человек видит, что он может создать то же самое, что происходит в природе. Ласточка вьет свое гнездо – появляется архитектура. Паук ткет свою паутину – появляется ткачество. Человек слышит, как поет соловей и как поет лебедь, - и появляется пение».