Жизнь и деятельность Кузанского
Итальянский философ Николай Кузанский (1401-1464) – один из самых выдающихся философов эпохи Возрождения. Он родился на юге Германии, в городе Куза. Николай уже в школьные годы испытал влияние мистиков («братьев общей жизни»). В Падуанском университете, в дополнение к общему гуманитарному образованию, которое включало усовершенствование латыни и изучение греческого языка, Николай увлекся математикой и астрономией. Позже ему пришлось выбирать карьеру. Молодой священник увлёкся учением итальянских гуманистов.
Как никакой другой философ этой эпохи, Кузанский смешивал в своих произведениях и в своей деятельности средневековую культуру и непреходящую культуру человечества. С одной стороны, он деятельнейший иерарх католической церкви, которого папа Николай V также возвел в сан кардинала в 1448 году, с другой стороны, активный участник кружка гуманистов. История показывает прекрасное отношение кардинала-философа к нарушителю церковного спокойствия – Лоренцо Валла.
Кузанский приобрел большее влияние, когда Пикколомини, друг его юности, стал папой Пием II, а сам стал вторым лицом в иерархии Римской церкви. Николай сочетал путаницу и административные трудности с плодотворной литературной деятельностью. Он написал несколько философских произведений на латыни — в форме консенсуса, размышления, диалога. Есть у него и собственные научные труды. В отличие от большого числа современных ему итальянских философов, Кузанский глубоко интересовался вопросами математики и естествознания. Видный служитель церкви, как правило, писал богословские труды (проповеди). Философское содержание произведений Николая часто очень трудно отделить от богословия. В связи с этим он развил средневековую традицию смешения философии и теологии.
Важнейшим и наиболее известным произведением Кузанского является трактат «Об ученом незнании» (1440 г.), с ним связан трактат «Об идеях» (1444 г.). В 1450 году Николай написал четыре диалога под общим названием «Простец».
Философия Кузанского
Творчество Н. Кузанского носит антисхоластический характер, что нашло отражение в пантеистической направленности его философии, мотиве возникновения античной философии. В своих работах он использует идеи:
- Пифагора,
- Демокрита,
- Анаксагора,
- Аристотеля,
- Боэция,
- Платона и неоплатоников.
Он не отрицал и не мог отрицать сотворение доктрины христианства, а, наоборот, как один из руководителей Римско-католической церкви, пытался отстаивать свои религиозные доктрины. Но, тем не менее, одностороннее отождествление Бога и природы (пантеизм) фактически подрывало постулат о творении.
Представление Кузанского о Боге следует трактовать как суеверное, несмотря на то, что сведения о богословских истоках этого понятия не редкость в историко-философской литературе. Теизм основывается на любой монотеистической религии и подчеркивает не только личное понимание Бога и его свободную волю, но и существование этого всемогущего начала.
Пантеизм подрывает интерпретацию трансцендентной личности Бога и подчеркивает его бесчеловечность и вездесущность. Между теизмом и пантеизмом нет жесткой, непроницаемой границы. Следует также иметь в виду, что общим знаменателем для теизма и пантеизма (как и деизма) является представление об особом, сверхъестественном существе — Боге, основанном на отношениях с человеком, которые не могут существовать без такого существа.
В теории познания он видел цель не в достижении непреложной «божественной истины», данной навеки, а в бесконечном расширении человеческого познания окружающего мира. В качестве шагов познания он выделяет следующие этапы:
- эмоции порождают смутные образы вещей;
- рассудок выбирает предметы по названию, работает с числами, выявляет противоположное и различает;
- разум признает диалектические идеи и благодаря своей безграничной мыслительной способности преодолевает всякое противоречие;
- интуиция распознает истину через совпадение противоположностей.
Разум не зависит от эмоций и рассудка и является отражением совершенного разума – Бога.
Продолжая учение о «совпадении противоположностей», Кузанский акцентирует внимание на проблемах тождества «максимума» и «минимума» (онтологии), вполне относимых к познанию («научное невежество»), «микрокосма» (человека) и «макрокосма» (мироздания). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против суеверий, делает Н. Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики.
Н. Кузанский дал новое определение бытию и познанию, согласно которому:
- нет разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, и Бог и мир вокруг нас, Вселенная едины);
- «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся как минимум к более высокому (противоположному) уровню, а поскольку Бог и Его творение совместимы, то совместимы низшее и высшее;
- Кузанский вывел закон совпадения противоположностей: так как противоположности совпадают, значит совпадает форма и материя, которые находятся в гармонии (поэтому сущность и существование (экзистенция) не могут быть отделены от друг от друга);
- идея и вещь едины;
- действительно существует бесконечность;
- Вселенная не имеет ни конца, ни начала, ни центра, Земля не является центром Вселенной;
- Вселенная – это Бог, эмоционально изменяющийся, абсолютный и совершенный (вселенная, природа, все сущее – в Боге, а не Бог в окружающем нас мире);
- сама бесконечность соединяет противоположное, что доказано математически (квадрат, написанный в круге с бесконечным возрастанием углов в нем, был бы кругом и т.д.);
- бесконечность Вселенной, окружающего нас мира обуславливает бесконечность познания;
- достичь совершенного (полного) знания невозможно, увеличение знаний приведет только к обучению, но не к истинному знанию.
Николай Кузанский, будучи философом-идеалистом и богословом, вплотную подошел к материалистическому описанию окружающего нас мира (Вселенной) и открыл дорогу учениям натурфилософов — Николая Копернику, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.