Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог
Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог

Биография мыслителя

Николай Кузанский По данной теме мы уже выполнили реферат Николай Кузанский и его философия подробнее родился в местечке Кус, от названия которого и произошло его прозвище. Его отцом был зажиточный лодочник. В настоящее время существует мало сведений о том, как проходило детство Николая, известно лишь, что он обучался сначала в Бернкастеле, затем Гейдельбергском университете, а также школе церковного права в Падуе.

Закончив обучение Кузанский возвращается в Германию и занимается богословием, затем получает пост священника. Он знакомится с трудами и основными идеями гуманистов, что накладывает большой отпечаток на его мировоззрении. Вероятно, по этой причине Николай Кузанский примыкает к концилиаристам – священникам, выступающим за ограничение папских полномочий, а также увеличения значения церковных соборов. Однако на церковном соборе в Базеле Кузанский осознает, что достижение реформы в настоящее время невозможно и переходит на сторону сторонников папства.

Готовые работы на аналогичную тему

Кузанский достаточно быстро поднимается по церковной карьерной лестнице, демонстрируя дар великолепного дипломата и оратора. Он участвует в переговорах с представителями восточного христианства в Феррарском и Флорентийском соборе, однако достичь унии не удается. Зато под впечатлением от переговоров, а также от факта захвата Константинополя османами, Кузанский начинает развивать идею о веротерпимости, а также существования единого базиса у всех религий, даже христианства и ислама, который он видит в Библии.

В течении жизни Кузанский готовит амбициозный и утопический проект реформирования римской католической церкви, который предполагал учет гуманистических веяний, насущных политических и экономических проблем, а также взаимоотношений с исламом, однако в тот момент, когда обстоятельства кажется складываются благоприятно для его осуществления – новым папой становится друг его детства Пий II – Кузанский умирает.

Кузанским По данной теме мы уже выполнили реферат Божественный Кузанец подробнее было написано множество произведений, отражающих как его философские, так и религиозные идеи:

  • Об ученом незнании,
  • О сокрытом Боге,
  • Книги простеца,
  • О возможности-бытии и т.д.

Онтология Николая Кузанского

Центральной проблемой онтологии Кузанского является проблема соотношения Бога и конечных форм бытия. В то время как наиболее крупные мыслители того времени придерживались достаточно традиционного взгляда и противопоставляли Бога, как бесконечность и сущность, конечным предметам бытия, как простому и конкретному выражению этой сущности, Кузанский разрешает данный вопрос по-своему.

С его точки зрения никакого противопоставления не существует. Кузанский мягко обходит вопрос о создании мира богом, напротив он настаивает на идее развертывания бога во вселенной, т.е. последняя все еще находится в процессе своего создания, и поскольку бог бесконечен, то будет пребывать в подобном состоянии вечность.

В силу того, что бог воплощается через бесконечное многообразие вселенной Кузанский указывает на то, что он актуально присутствует во всем. Всякая вещь, есть не только конкретное и конечное воплощение сущности, она вместе с тем является и отражением этой бесконечной сущности, из-за чего ее полное познание невозможно.

Замечание 1

Таким образом, противоположности в учении Кузанского объединяются – бог есть во всем, и все пребывает в боге, таков его главный принцип. Своим учением Николай Кузанский закладывает будущие основы европейского пантеизма, который получает дальнейшее развитие у Джордано Бруно и Спинозы.

Из данного положения Кузанский делает ряд далеко идущих выводов, касающихся как онтологии, так гносеологии и даже космологии. В частности, Кузанский утверждает следующее:

  • вселенная бесконечна и в ней существует множество миров,
  • у вселенной нет центра, Земля и Солнце такие же ее рядовые представители, как и другие небесные тела,
  • в мире не существует мест более предпочитаемых или напротив отвергаемых богов, ибо все они равны и все представлены в нем,
  • аналогичным образом человек не противопоставляется богу, а воплощает его через разум.

Кроме того, Кузанский одним из первых высказал мысль о движении Земли не только вокруг Солнца, но также и вокруг собственной оси, благодаря чему объяснялось видимое движение звезд на небосводе.

Гносеология Кузанского

Объединение мира и бога, человека и бога достигнутое в онтологическом учении поставило перед мыслителем новые онтологические проблемы. Когда бытие состоит из конечных вещей, отражающих некие общие сущности и идеалы, то познание этих вещей не представляет особого труда, а познание сущностей достигается за счет общения знания о единичных вещах.

Однако в учении Кузанского каждая конечная вещь содержит в себе и отражает не некую отдельную сущность, пусть даже и идеальную, а бесконечного бога. Т.е. каждый предмет представлен конечностью и бесконечностью одновременно, что создает значительную проблему, так как познать бесконечность божественного, с помощью конечного и ограниченного разума невозможно.

По этой причине Кузанский приходит к идее ученого незнания или мудрого незнания. Эта идея состоит в том, что как бы тщательно и строго человек не исследовал реальность и ее значение, он не в состоянии объять необъятное, т.е. его выводы никогда не будут конечными и окончательно истинными, так как в бесконечном развертывании вселенной (бога) неизбежно произойдет их опровержение. А потому всякое знание должно создаваться с пониманием и необходимостью его дальнейшей критической проверки с течением времени.

Замечание 2

Николай Кузанский утверждает, что невозможно познать бесконечность за счет прогрессивного наращивания знания, сколь многого не постигла бы наука, она никогда не сможет знать всего, охватить бесконечность станет возможным лишь после качественного рывка, преобразования самого сознания.

Философ характеризует три типа познания (знания):

  • чувственное, дающее понятие о конечных вещах,
  • рациональное, позволяющее сопоставлять их и находит различия,
  • интеллектуальное, позволяющее преодолеть эти различия и достичь единства.