Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пантеистическая концепция бытия эпохи Возрождения

Суть пантеизма

Определение 1

Пантеизм — это философское учение о том, что «Бог есть всё», что представляет собой целостность мира; эта концепция называется имманентностью в противоположность принципу трансцендентности монотеистического Бога – творца.

Пантеизм можно отождествить с деистическим детерминистическим натурализмом, поскольку он связан с понятием необходимости; но он также может, вопреки концепции Спинозы, не быть детерминированной, если в человеке или в Боге признается свобода воли с его собственными характеристиками.

Пантеизм отличается от панентеизма, названного Гегелем «акосмическим» (все в Боге), который является учением, происходящим от пантеизма. Пантеизм же поддерживает определенные отношения с монистическими течениями.

Принципиальное утверждение пантеизма касается Единства Бытия, то есть однородного и динамичного единства Целостности. Имманентность и тотальность обнаруживаются как у Плотина и Бруно, так и у Спинозы, Шеллинга или Гегеля. «Пантеизм» всегда есть учение о внутреннем освобождении через присоединение к бытию и отказ от трансцендентного. Этот этический и экзистенциальный смысл (распространяющийся на такое политическое следствие, как демократия), по-видимому, был с особой силой выражен Спинозой.

Но пантеизм есть не только единая система мира, поскольку он доходит до своего рода самосознания; это также своего рода философский путь, ведущий к опыту. Речь идет о переживаемой модальности, согласно которой возвышенное сознание переживает это единство мира, возвышенное единство как по силе раскрываемых им рациональных связей, так и по великолепию космического содержания, с которым сознание находит себя унифицированным. Этот рациональный путь, ведущий к квазимистическому опыту, мы находим у Плотина и, в совершенно другом виде, у Спинозы.

«Пантеистическая концепция бытия эпохи Возрождения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Пантеизм Николая Кузанского

Замечание 1

Николай Кузанский (1401-1464) — один из самых выдающихся философов раннего Возрождения. В своем творчестве он объединил культурное наследие Средневековья и формирующуюся культуру Возрождения.

Его философские интересы сочетались с увлечением математикой и естествознанием. Более того, в творчестве Кузанского тесно переплетаются философские и богословские вопросы. Среди многих работ Кузанского первая и самая значительная — «О научном невежестве».

Кузанский стоял на пантеистических позициях, соотнося Бога как бесконечное существо с конечным миром и понимая его как реальную бесконечность, проявляющуюся в мире – бесконечность потенциальную. Он использует неоплатонический принцип эманации, чтобы сформулировать проявление Бога в мире и его уход, принимая его как организм, одушевленный душой мира. Кузанский рассматривает человека как микрокосм, являющийся подобием макрокосма. По Кузанскому, человек сочетает в себе и земное, и божественное.

Философ считал, что человек вполне способен познавать природу, а делается это через:

  • чувства,
  • воображение,
  • разум,
  • рассудок.

Чувственное познание является начальной стадией познания, оно упорядочено разумом. В то же время Н. Кузанский придает большое значение математике.

Н. Кузанский выдвинул серьезные возражения против аристотелевского принципа противоречия. Он предложил идею совпадения противоположностей. Наиболее ярким синонимом противоположностей является Бог, так как:

  • с одной стороны, Он везде, следовательно, есть все,
  • с другой стороны, Он нигде окончательно, т.е. не есть ничто.

Проблема противоположностей также связана с проблемой истины, которую он связывает с ошибкой, считая, что ошибка имеет такое же значение для истины, как тень для света. Он считал, что процесс познания идет по пути, приближающему нас к недосягаемому Абсолюту, а Бог остается.

Философия Джордано Бруно

Замечание 2

Джордано Бруно – итальянский философ, сторонник пантеизма.

Признавая, как и Плотин, что «вся философия есть поиск первоначала», Бруно должен разработать свою систему с аристотелевскими понятиями формы и материи, субстанции и акциденции, причины и начала, но противостоя этим понятиям и приписывая им совершенно новый и подрывной смысл. Именно с этой точки зрения мы можем лучше понять, что основная работа Бруно «Причина, принцип и единство» («De causa, principio et uno», Венеция, 1584 г.) является одновременно современной работой эпохи Возрождения неоплатонического вдохновения и эффективной критикой аристотелизма, выраженного языком аристотелевской внешности.

Центральное учение Бруно состоит в утверждении абсолютно бесконечного монизма. Бог неотличим от Вселенной, и это уникальное и бесконечное существо составляет Субстанцию. Точнее, Бог и Вселенная — это два аспекта, две точки зрения на эту истинную реальность, которая есть «изначальная и универсальная Субстанция, одинаковая для всех». «В бесконечном и неподвижном едином, которое есть Субстанция, которое есть бытие», на единство не влияет множественность чувственных вещей, которые суть лишь многообразные модусы этого единственного бытия, или явления мимолетные и «различная сторона» одного и того же вещества».

Отождествление Бога и Природы предполагает тотальное присутствие универсальной Субстанции в каждой из частей мироздания. Это было отмечено не только Плотином, но и Николем Кузанским, Бруно может утверждать, что все есть все и что минимум тождественен максимуму. Противоположности совпадают, но это происходит благодаря тотальному универсальному присутствию в каждой части единого Существа, которое есть Бог или Субстанция и которое пронизывает все. На основе этого абсолютного, неподвижного и бесконечного Единства, объемлющего и составляющего все бытие, можно понять расположение понятий Причины и Принципа, Материи и Формы.

Изначальное и целостное Бытие есть Бог. Но мы можем рассмотреть его с точки зрения Материи и с точки зрения Формы. Материя, бесконечная и умопостигаемая, не чужда Богу, она есть сам Бог, поскольку Он есть бесконечная возможность, то есть сила: если Он есть все и все делает, то и Бог должен все приводить в действие.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot