Теизм – система мысли, признающая бытие личного Бога, утверждая его возможность и необходимость.
Это вера в Бога в широком смысле, в узком значении – философско-религиозное миропонимание, которое доказывает создание Богом мира и его активность в этом мире.
Это выражение боготворческой тенденции. Она опирается на гносеологический, онтологический, социальный, исторический фундамент. Бог определяет бытие и небытие всего сущего.
Теизм является необходимой и закономерной формой общественного сознания, которая возникла в ходе формирования человека, общества и культуры. Благодаря этому способу выражения действительности преодолевалось отчуждение от непонятного и опасного мира.
Религиозный человек, в качестве конечного основания своей жизни, полагает «священное», которое возвышается над миром и проявляет себя в нём, делая его реальным.
Теизм противопоставляется научному познанию мира. Эта несовместимость религии и науки по ключевым вопросам нередко вытесняла последнюю из общественного сознания многие века, что привело к возникновению промежуточных форм между ними: пантеизм и деизм.
Впервые термин «теизм» употребляется в труде английского философа Рольфа Кедворта «Истинная интеллектуальная система универсума». Ключевым мотивом развития теизма было отрицание пантеистических идей Шеллинга и Гегеля, отождествляющие Бога и мир и божественный антропоморфизм.
Основополагающие черты теизма
- Бог выше созданной им природы.
- Недоступность Бога для своих творений, отдельность от мира.
- Непостижимость Бога разумом.
- Признание наличия у Бога качеств сверхличности.
- Прямое участие Бога во всей сотворённой им действительности.
- Вера в божественное провидение.
- Приближенность к богословию, но не тождественность ему.
- Отрицание идеи возникновения из слепого случая.
- Для этого религиозно-философского учения характерно.
- Представление о мире как о божественном промысле.
- Неприятие научного типа мышления.
Человек, полагающий себя образу и подобию Бога, так же обладает личностной природой, разумом, творчеством.
К теизму относят все монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам.
Теизм тесно связан с проблемой чувственного постижения божественного. Приближенность к мистическому, сверхчувстенному.
Теистическое движение мысли не предполагает в себе конца, её познание направлено далеко в будущее.
Теизм в философии обозначается несколькими проблемами, связанными с конечностью человеческого языка, который говорит о бесконечном бытии, и рациональным оправданием веры в бытие Бога.
Философы теизма ставят вопрос о том, является ли религиозным то или иное переживание. Одним из важнейших вопросов так же выступал вопрос в соотношении всемогущего божественного проведения со свободой человека.
В концепции Пауля Тиллиха о теизме Бог становится предметом предельного интереса, который определяет наше бытие и небытие, что "захватывает безусловно". Но у Тиллиха он представлен абстрактно, как тот, кто лишён всяческих личностных качеств. О Боге можно лишь символически сказать, что он основа всего бытия. Все атрибуты Бога так же носят символический характер.
Оппонентом теизма выступает атеизм (отрицание всякого рода божественного начала и его проявления в мире), в роде иной, претендующей на истинность картины мира. Это противоборство выливается в качестве важнейшего источника формирования сознания человека и всей окружающей его действительности. В любом случае, ни в одной модели осознания действительного мира нет полной и непротиворечивой истины. Важнейшей задачей в рамках взаимодействия теизма и атеизма выступает возможность цивилизованного диалога и признание.