Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Аксиология

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Аксиология
Определение 1

Аксиология, или теория ценностей - такой раздел философии, который изучает вопросы, касающиеся природы ценностей.

Аксиология охватывает и изучает полный спектр ценностных аспектов философии, науки, религии, социологии, культуры, искусства. Большинство культурологов и философов согласно с тем, что в содержании культуры и социума важное место занимают ценности. В $XIX$ в. возникает своеобразная философская дисциплина о ценностях – аксиология.

Впервые термин был использован философом П. Лапи, и далее Э. Гартманом. Хотя истоки изучения идеи ценностей просматриваются уже в восточной и древнегреческой философии.

В античной философии вопрос о ценностях был поставлен Сократом, который стал центральным пунктом его философии. Он формировался в процессе поиска того, что в мире является благом. Благо это абсолютная идея. То, что придает вещам истинность, а человеку – возможность познавать, есть идея блага. Как высшая в иерархии идей, она выступает основанием всех метафизических вопросов.

Фундаментальная проблема аксиологии – доказательство существования ценностей в структуре бытия и их связь с материальной реальностью.

Вопрос о ценностях выступает в $XIX$ веке как одним из приоритетных проблематик среди теоретиков европейской культуры. Это связано с трактованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человеком. Это представляет ценность специфичным объектом культурологического анализа.

Определение 2

В сложившейся философской трактовке аксиология - это учение о ценностях как таковых и о их метафизической сущности.

В культурологическом же подходе аксиология выступает уже как конкретно-научная система знаний о динамике ценностных понятий.

В этом контексте аксиология выступает как нормативно-регулятивная область человеческой жизненной деятельности. В этом смысле ценности, на ряду с нормами и образцами выступают элементами этой системы. Происходит встраивание той или иной системы ценностей в конкретные явления, процессы, предметы, благодаря чему образуется социокультурное пространство. Благодаря этому становится возможным аксиологическое рассмотрение феноменов этого пространства – Аксиология труда, религии, образования и т.д. Теоретическая трактовка ценностной системы как ключевого элемента культурного пространства обширно представлена в истории мысли.

Неокантианцы фрайбургской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт разработали теорию ценностей, в которой представили их как феномены культуры.

Замечание 1

Риккерт утверждал, что ценности формируют «совершенно самостоятельное царство», которое лежит вне «царства бытия». Ценности по Рикерту: Риккерт разделял все ценности на шесть классов:

  • логические (в научных достижениях),
  • эстетические (в произведениях искусства),
  • мистические (в культах),
  • религиозные,
  • нравственные,
  • личностные.
Определение 3

Ценность представляется не как предмет, а как неповторимый, специфический вид смысла, который усматривает в нем человек.

Ценность и ее смысл существует в голове человека, в его чувствах, которые они вызывают, но этот смысл «объективируется» вовне Важно различать ценность и полезность.

Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте и выступает как весомая побудительная сила. С самого детства у человека начинают вырабатываться личные ценностные ориентации. Они формируются на фундаменте общепринятых в культуре ценностных представлений. Таким образом, у социальных групп, которые находятся в сходных социокультурных условиях, складываются регламентрованные конструкция ценностных ориентации. Но со временем эти системы видоизменяются, преимущественно при глобальныйх переменах в общественной жизни

Иерархия ценностей:

Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы. Это конечные цели человеческих устремлений, иными словами - самоценности. К ним можно отнести такие ценности как, например, человеческая жизнь, справедливость, свобода.

Инструментальные ценности. Они представляют собой средства и условия, необходимые для достижения и сохранения финальных ценностей. Они носят утилитарный характер.

Производные ценности — это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость только как признаки и символы последних.

Проблема общечеловеческого характера ценностей: Отказ от поиска всеобщих системных ценностей и утверждение аксиологического плюрализма, выявленного благодаря историческому методу, стали базовым основанием для школы культурно-исторического релятивизма, что позволило ввести ее элементы в конкретно-исторический культурный контекст.

Во время ценностных кризисов, ломки сложившейся системы происходит повышение интереса к проблеме ценностей, для поиска иных культурных основ. История знает множество коренных переломов и пересмотра ценностных картин мира, так, к примеру, идеологическим основателем концепции переоценки всех ценностей в $XIX$ веке выступает Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее . Исходным пунктом его философского учения о переоценке всех ценностей выступало неприятие любой концепции, которая претендует на полное, объяснение рассматриваемой области реальности.