Одной из ключевых тем арабской философии является проблематика творения. Из решения вопроса о творении рождается учение о бытии и небытии, о едином, о материи.
Учение о творении в исламе
Традиционное исламское учение о творении по основным пунктам похоже на аналогичное в христианстве. Мир творится Аллахом за шесть дней из ничего. Причина творения мира – воля Аллаха. Аллах – Бог Творец и после творения не оставляет мир без попечения.
Исламские мыслители, беря за основу традиционную теорию творения, разрабатывают понятие бытие и ничто, стремятся ответить на вопрос о причине творения мира.
Механизм творения
В рамках арабской философии сложилось три точки зрения на творение мира:
Теизм. Его представителями являлись мусульманские теологи. Здесь Бог является трансцендентной по отношению к нашему миру сущностью, сотворившей мир. В рамках теистического подхода высказывались идеи об атомарной сути мира (школа мутакаллимов). Мир – это множество самостоятельных и свободных атомов, единство которых осуществляется Богом.
Основными положениями атомистической теории арабской философии являются:
- Вещь состоит из совокупности атомов, явления мира – соединение и разъединение атомов.
- Атомы – однородны, различаются между собой внешними признаками. Комбинации атомов могут быть до бесконечности различными, поэтому в мире нет ничего постоянного, а господствует изменчивость.
- Вещи не имеют характеристикой действие и из-за этого не могут быть причиной явлений. Причина всякого движения и изменения – Бог.
- Отрицание причинно-следственных связей. Последовательность событий и действий отстраивается Богом по Его воле.
- Отрицание существования вечной материи.
- Фатализм: человек действует не сам, в его деяниях проявляется Бог. Человек должен с этим смириться.
Суфизм. В рамках этого интеллектуального течения арабской философии развивался мистический пантеизм (Ибн-Араби, $XII-XIIIвв.$). Основная онтологическая теория – единство бытия. Бытие как универсальное единство включает в себя три сферы:
- Сфера Бога – из этой сферы творится мир. Творение – это проявление потенциального. Оно имеет два этапа.
- Бог проявляет в сферу Имен, которая представляет собой нечто среднее между божественным и человеческим мирами. Имена, в общих чертах, аналогичны идеям платоновской философии. Имена – реально существующие сущности.
- Бог после проявления в сферу Имен, проявляется в чувственном мире, творя его. Чувственный мир – тень божественного света. Сотворенный мир должен вернутся обратно к единству с Богом.
Суфийская онтология имеет много общего с неоплатонизмом.
Арабский аристотелизм. Представители этого направления мысли отстаивают точку зрения натуралистического пантеизма.
Так аль-Кинди $(IX в.$), с одной стороны, оставаясь на позиции божественного творения мира, с другой, признает наличие «вторичных» причин. Их он определяет через обращение к неоплатонической теории эманации, истечения Божественной Сущности в мир.
Указанную линию мысли продолжил Авиценна (Ибн Сина, $X-XI вв.$). По его мысли, мир – это эманация Бога. В итоге серии эманаций появляются космические умы, души и тела. Творение – это не единичный акт, но длящийся процесс. Бог своим действием делает мир существующим, переводя его из уровня потенциального. Подход к пониманию творения Авиценны был признан еретическим, его обвинили в атеизме.
В ответ на учение Авиценны в арабской философии сложился иной подход. Так Аверроэс (Ибн Рушд, $XII в.$) говоря о творении мира выделяет три концепции. Традиционную концепцию креационизма, согласно которой Бог творит мир ex nixilo, и концепцию предсуществования в виде потенции, в которой творение понимается как придание формы материальным явлениям и объектам, Аверроэс отрицает. По его мнению, наиболее истинным является аристотелевская концепция. Здесь мир – вечен, бесконечен, ограничен в пространстве. Творение – актуализация потенции, при которой материя изначально содержит в себе форму. Концепция Аверроэса – шаг к материализму.