Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эммануэль Левинас, французский этический философ

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Эммануэль Левинас, французский этический философ
Эммануэль Левинас, французский этический философ
Определение 1

Э. Левинас – французский философ русско-литовского происхождения, профессор Сорбонны По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Философия ТГУ подробнее .

Биография Эммануэля Левинаса

Эммануил Левин (имя, данное ему при рождении) родился в 1906 году в Ковно в Российской империи на территории современной Литвы. Левин происходил из ортодоксальной еврейской семьи, его отец был владельцем книжного магазина, основными языками в семье были идиш и русский.

В период Первой мировой войны Эммануэль обучался в Харьковской гимназии, поскольку его семья попала в число высланных с началом боевых действий. После окончания войны он вернулся в родной город и продолжил образование в еврейской гимназии Ковно.

После образования Литовской республики и получения ее гражданства, имя и фамилия будущего философа были изменены в соответствии с правилами литовской орфографии на Эммануэль Левинас. Однако Левин не задержался в Литве и уже в 1923 году эмигрировал во Францию.

Изучение философии началось для Левинаса в Страсбургском университете, где он познакомился и сдружился с М. Бланшо. Позже Левинас продолжил обучение в Германии во Фрайбургском университете у Гуссерля По данной теме мы уже выполнили реферат открытие Эпохэ Гуссерель подробнее и Хайдеггера По данной теме мы уже выполнили реферат Эстетика Хайдеггера подробнее . В 1930 году Левин возвращается во Францию где женится на своей подруге детства Раисе Леви, также еврейке.

С началом Второй мировой войны Левинас был мобилизован, а уже в 1940 году попал в плен, однако поскольку он был французским офицером, то избежал угнетения со стороны тюремщиков по национальному признаку. Семья Левинаса сильно пострадала в период войны – его отец и братья, оставшиеся в Литве были расстреляны в период Холокоста, а мать отправлена в гетто. Жена Левинаса скрывалась от депортации в Германию в Париже, а теща была депортирована и погибла в концлагере.

Сам Левинас был освобожден из плена в 1945 году американскими войсками и вернулся в Париж. После войны начинается период плодотворной преподавательской работы Левинаса, он читает лекции в Пуатье, Нантере, Сорбонне.

Умер Левинас в 1995 году.

Основные его произведения:

  • «Время и другой»,
  • «От существования к существующему»,
  • «Путь к другому».

«Лицо» в философии Левинаса

Замечание 1

«Лицо» в философии Левинаса представляет собой прежде всего другого человека, поэтому становится этической категорией. Оно понимается как начало всякого смысла.

Другими значимыми категориями у него выступают:

  • «след»;
  • «нагота»;
  • «первовысказывание» и др.

«Лицо» в системе онтологии занимает место между «безличным наличием» и «бытием» вместе с «благом», трансценденция «бесконечного», что «по ту сторону бытия и сущих». «Лицо» имеет свойство запрещать налагать аналогии, представляя «другого» как собственное альтер-эго. Это внешняя сторона, абсолютная экстериорность, чем никогда не обладает субъект. При этом он расходится и сам с собой, поэтому постоянно ведется игра саморазличения-самотождествления, которая проходит из-за недостатка «самости». Сама идентичность субъекта берется из «другого», который является источником различия между двумя субъектами. Так возникает особая этическая связь, которая в конечном счете позволяет вырваться из круга «дурного одиночества».

Описывая самопредъявление «лица», Левинас пользуется христианским религиозным термином «эпифания», который в своей сущности означает божественное явление или откровение. Однако, хоть «лицо» и внешняя сторона, однако только к нему оно не сводится. Это не вещь среди вещей, при этом ему свойственен «паралич форм», т.е. оно не имеет конкретной формы, он бесформенно. «Лицо» предъявляет себя через речь, тем самым выражает себя, «другой» же поддерживает его своей речью.

Этическая феноменология Левинаса

Левинас еще при изучении философии во Фрейбурге разработал идею дополнения феноменологии понятием существования, т.е. провести феноменологический анализ разных сторон человеческого бытия, в первую очередь, морального. Он выводит диалектику противостояния безличного существования Я и личностный способ бытия, который заключается в признании «другого». Таким образом, феноменология Левинаса предстает как этическая дисциплина, в которой главное место занимает позиция человека по отношению к собственному существованию, которое неразрывно связано с «другим» - конкретным человеком и всем обществом в целом.

Ему принадлежит идея «интенциональности сознания».Его интенциональность непредметна, при этом ее сила заключается в обращенности к «другому», другой субъективности, обладающей сознанием и душой. Интенциональность включает в себя внутренние переживания само человека, все его состояния души, включая такие эмоциональные состояния, как беспокойство, забота, тревога, смерть. Для того, чтобы изучить объект, необходимо поместить его в совокупность духовной жизни, или его словами «выразить мир в понятиях субъективного опыта». Только так мы увидим окружающую реальность и бытие в том виде и в зависимости от того, какой смысл в него вкладывает конкретный субъект.

В познании главную роль Левинас отводил мышлению, однако в его понимании он предстает как практика постоянного круговорота экстериоризации и интериоризации, когда восприятие какого-либо объекта –вещи приводит к усвоению его образа, через который позже будут удовлетворяться потребности самого индивида. Особенно это относится к усвоению человеком культурных знаний. Внешнее (знания) постепенно переводится во внутреннее, так «культура одерживает верх над людьми». В качестве идеала в культуре знания предстает идеал Единого, однако полностью уничтожить различия ему не удается. Необходимо не только «захватить» знания внешнего мира, но и придать им форму, как скульптор из глины вылепляет образ. Здесь проявляется процедура осмысления, которая есть ни что иное, как движение, нацеленное к «другому».

Начиная общение, субъект прежде всего ищет не то, что отличает его от от другого, а наоборот, признаки сходства, так возникает состояние близости одной субъективности к другой. И когда в выдохе другого субъект чувствует призыв выслушать другого и понять, возникает состояние трансцендирования, выхода з пределы своего Я. Он возможен из-за способностей человека встать на место другого и ведет к ощущению подлинной близости, которую Левинас определяет как метаонтологическую страсть.