Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / История Западной философии 19 и начала 20 века / Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
Содержание статьи
Определение 1

Леви-Строс Клод ($1908 – 2009$) один из самых выдающихся французских этнологов, социологов, этнографов, философов, культурологов, структурных антропологов, представителей структурализма.

Леви-Строс был последователем Фердинанда де Соссюра и его концепции структуральной лингвистики, стремясь интерпретировать и реализовать этот метод в своих исследованиях в области антропологии.

Леви-Строс полагал наличие общих повторяющихся структур в основании всех человеческих культурных практик. Таким образом, понимание тех или иных деталей становится возможным благодаря описанию их места в общей системе.

Проблемы культуры и языка

Для антропологов этого периода ключевым объектом изучения выступала семья, которая мыслилась в качестве замкнутой, локальной единицы, структуры, представленной мужем, женой, детьми, где остальные члены семьи выступали как нечто второстепенное.

Замечание 1

Против этого подхода активно выступал Леви-Строс, говоря, что семьи подобны лингвистической значимости, обретают свойственную им уникальную идентичность лишь при взаимодействии всех членов друг с другом, тем самым изменяя в корне антропологическую концепцию.

Таким образом, изучая системы родства у «первобытных» племен, дало возможность Леви-Стросу провести аналогию культуры и фонологических систем.

По его исследованиям было установлено, что родство выступает как система общения, а структура родства идентична языковым структурам, предполагая идею кода. Эта идея кода подразумевает собой формальное соответствие между своеобразными структурами, независящими от наблюдателя.

Термины родства, по мнению Леви-Строса:

«существуют не только социологически: это так же элементы речи».

Вместе с тем Леви-Строс понимал, что нельзя так просто перенести фонологические методы в этнологию. Поэтому он формулирует теорию, которая предполагает некое функциональное соотношение этих систем друг с другом.

Замечание 2

С ненаучной точки зрения теории, Леви-Строс, в следствие взаимоотношения с традиционными культурами, выстроил новый взгляд на культурологию, с дальнейшим построением концепции по этому поводу.

Разработанные им теоретические конструкции со временем превратились в аксиоматические.

На этом основании Леви-Строс сформулировало важную мысль о том, что язык - это объективное социальное явление.

Г. К. Косиков отозвался об исследованиях Леви-Строса следующим образом:

«Роль Кл. Леви-Строса как отца французского структурализма заключалась не только в том, что он первым применил аналитический аппарат языкознания (фонологическую модель) к нелингвистическому материалу, но и, главное, в том, что он сформулировал фундаментальное теоретическое допущение, согласно которому культура обладает строением, подобным строению языка».

В своих исследованиях Леви-Строс придерживался точки зрения, что более подходящая группа феноменов будет подходить для изучения лишь в том случае, если исследователь не обладает какой-либо осознанной моделью для интерпретации. Иными словами, это утверждение примата модели над эмпирическими наблюдениями. Это вынуждает создать свой научный метод, который найдёт своё отражение в лингвистике.

Лингвистика, принадлежащая числу гуманитарных наук, имеет выдающийся успех среди всех прочих наук этой сферы, поскольку только ей выдалась возможность разработать позитивный метод и утвердить характер изучаемых ею явлений.

Продолжая развивать свою идею о переносе фонологического метода в этнологию, Леви-Строс полагает

«брачные правила и системы родства как некий язык, т.е. как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов».

Следующий этап его гипотезы описывал структуры родства и языка, связывая их с идентичными бессознательными структурами.

В рассмотрении проблем языка и культуры и их соотношения, Леви-Строс выделял 3 аспекта:

  • Язык – продукт культуры
  • Язык – часть культуры
  • Язык – условие культуры

Третий аспект для Леви-Строса был наиболее значимым, так как

«язык представляет условие культуры в той мере, в какой эта последняя обладает строением, подобным строению языка».

В конечном итоге, культура и язык формируются через противопоставление и взаимосвязь, логических отношений.

comments powered by HyperComments