Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эстетическое сознание и философия искусства

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Эстетическое сознание и философия искусства
Эстетическое сознание и философия искусства
Определение 1

Эстетическое сознание – это форма общественного сознания, содержанием которой выступает чувственно-ценностное восприятие и отношение к реальности во всем ее многообразии от природы и окружающего мира, до социума, его творений и даже внутреннего мира человека.

Понятие и эволюция эстетического сознания

Эстетическое сознание является такой же неотъемлемой частью общественного сознания, как и другие его формы, хотя оно и не носит столь строго прописанной утилитарной функции. Зарождение эстетического сознания произошло в глубокой древности, когда в ходе предметно-практической деятельности для первобытного человека идеальная форма орудия (обусловленная его утилитарными качествами) приобрела самостоятельную ценность и стала самоцелью – идеалом, образцом мастерства, к которому он начал стремится не только ради большей эффективности изделия, но ради получения особого чувства удовлетворения от того, что изделие вышло совершенным.

Помощь со студенческой работой на тему
Эстетическое сознание и философия искусства

Основой эстетического сознания выступают чувственные переживания. Эти с одной стороны человек стремится получить эти переживания, как результат взаимодействия с прекрасным объектом, а с другой выразить собственные переживания через создание чего-либо прекрасного. Понятие прекрасного с течением времени претерпевало значительные изменения. Так на протяжении многих веков, включая античность, прекрасное рассматривалось как подобие, соответствие естественному, природному. По этой причине античные статуи поражают зрителя своей анатомической четкостью, поскольку стремились как можно точнее воплотить человека, «оживить» камень.

В средневековье прекрасное все еще понималось как подобие, но уже не природе, материальному окружению, а духовному, богу. Искусство служило средством трансляции и воплощения духовного содержания, его отражения в бренном мире.

В Новое время категория прекрасного приобретает самостоятельность. Прекрасным считается не то, что в точности отражает материальное или духовное, а то что стремится к совершенству. В свою очередь, безобразное рассматривается как антикатегория, как безусловное зло, которое должно быть уничтожено и заменено/преобразовано в прекрасное. Постепенно в рамках классической философии представление о предмете искусства и его натуры, образца все больше обособляются друг от друга, приходит понимание, что безобразное в жизни, может быть отображено как прекрасное в искусстве и наоборот. Наконец в современности категория прекрасного переживает свой кризис, который связан с ее неспособностью быть центральной категорией эстетики и выполнять роль главного мерила эстетичности. Ей на смену приходит более широкая категория эстетического.

Формы реализации эстетического сознания

Эстетическое сознание проявляется через деятельность, оценки и системы ценностей индивидов и общества. К числу основных можно причислить следующие формы:

  • чувства,
  • вкус,
  • идеалы,
  • оценку

Эстетическое чувство представляет собой наиболее первичную и распространённую форму эстетического сознания. Эстетическое чувство представляет собой возвышенное эмоциональное переживания от столкновения с неким объектом, соответствующим эстетическим идеалам личности или общества, причем данные идеалы не всегда осознаются самой личностью. Эстетическое чувство непосредственно и может захватывать личность спонтанно, либо быть результатом целенаправленной деятельности – творчества или духовного потребления (посещения картинных галерей, театра, оперы, кино и т.д.).

Более развитой формой эстетического сознания является вкус. Вкус все еще не выходит за рамки обыденного уровня эстетического сознания, однако его наличие говорит о определенном эстетическом опыте субъекта, его способности и навыке воспринимать и оценивать эстетический объект, сопоставлять его с идеалами и другими объектами, а также выносить эстетические оценки, т.е. рассматривать объект как прекрасное или безобразное. Эстетические вкус формируется у каждой личности в течении жизни, однако он достаточно избирателен и зависим от опыта. Так человек хорошо знакомый с музыкой, может быть совершенно не восприимчив к красоте природы, ценитель картин, может не понимать поэзию и т.д.

Эстетический идеал является конкретно-чувственным образцом общественных представлений о понятии прекрасного в различных областях реальности. Эстетический идеал складывается в обществе и усваивается личностью в процессе социализации, в первую очередь неосознанно. В этом случае эстетические оценки личности носят ярко-выраженный аффективный характер и не могут быть содержательно аргументированы, поскольку личность не осознает реальных критериев соответствия/несоответствия объекта идеалу. Однако благодаря образованию и саморазвитию эстетический идеал может быть осознан, переструктурирован, что дает возможно осуществлять эстетическую оценку.

Эстетическую оценку можно рассматривать как высшую форму эстетического сознания, соответствующую теоретическому уровню. Эстетическая оценка является синтетическим, интеллектуально-чувственным продуктом, при котором личность опирается не только на свои аффективные переживания прекрасного и безобразного, но способна выделить конкретные, теоретически обоснованные критерии, привести широкую аргументацию и дать всестороннюю оценку эстетическому объекту.

Философия искусства

Определение 2

Философия искусства представляет собой один из разделов философии культуры, центральным объектом которого выступает понятие эстетики и искусства.

Искусство является альтернативным способом взаимодействия с окружающем миром по сравнению с наукой, религией или философией. Искусство направлено не столько на познание мира, сколько на выражение своего понимания окружающей реальности, своего отношения к актуальным проблемам, а также прогностического видения будущего, которое в искусстве зачастую оказывается более сильным и точным, чем в рамках науки или философии.