Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общение

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Общение

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой общения: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок и др.

Понятие

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Определение

В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Структура общения

Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения (термин «перцепция» означает восприятие; таким образом, данная сторона характеризует процесс восприятия собеседниками друг друга);
  2. коммуникативная сторона общения (состоит в передаче информации);
  3. интерактивная сторона общения (взаимодействие).

Структура общения представлена на рисунке 1.

Структура (стороны) общения

Рисунок 1. «Структура (стороны) общения»

Функции общения

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения могут выступать:
  • советы;
  • инструкции;
  • требования;
  • приказы и др.
  • Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
  • Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
  • Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
  • Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
  • Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
  • Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
  • Виды общения

    1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
    • речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
    • речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.

    Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия.

    • Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
    • Речь активна и более динамична.
    • Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
  • Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:
    1. Кинесические:
    • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
    • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Развитие общения

    Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.

    Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.

    Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.

    Ограниченное предложение
    Введите email чтобы зафиксировать скидку
    300 ₽
    На любой первый заказ в Автор24