Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы калькулирования себестоимости продукции

Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Финансовый учет / Методы калькулирования себестоимости продукции

Себестоимость и калькуляция: определения и виды

Определение 1

Себестоимостью продукции называется денежная оценка производства и реализации продукции.

Уровень себестоимости продукции влияет на объем прибыли и рентабельность производства.

Себестоимость бывает 4 видов:

  1. Технологическая – состоит из прямых затрат (материалы, сырье, оплата труда, энергия и т.д.);
  2. Сокращенная – состоит из технологической себестоимости и общепроизводственных расходов;
  3. Производственная – включает в себя общехозяйственные расходы и сокращенную себестоимость;
  4. Полная – получается путем прибавления к производственной себестоимости суммы коммерческих расходов.
Определение 2

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) - это определение величины затрат, приходящиеся на единицу выпущенной продукции (работ, услуг).

При калькулировании составляется калькуляция – ведомость, в которой в разрезе статей калькуляции можно увидеть расходы на выпуск единицы продукции.

Калькуляция бывает нескольких видов:

  1. Плановая – представляет собой среднюю себестоимость продукции (товаров, услуг) за плановый период.
  2. Сметная – составляется на новую проектируемую продукцию или вновь осваиваемую продукцию при отсутствии норм расхода.
  3. Нормативная - выполняется с учетом действующих на начало отчетного периода норм, но позволяет вносить поправки при их изменении в конце отчетного периода с последующим определением отклонений.
  4. Фактическая – составляется для контроля и анализа динамики себестоимости продукции.
  5. Ожидаемая – выполняется на 1 октября текущего года по данным бухгалтерского учета.

Методики калькулирования себестоимости продукции

Существует несколько методик калькулирования себестоимости:

  1. Система «директ-костинг». Калькулирование себестоимости производится только по переменным затратам Постоянные же расходы списываются на счета реализации продукции. Данный метод калькуляции позволяет увеличить их точность, т.к. к учету принимаются только те расходы, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции.
  2. Метод калькулирования неполной себестоимости. В этом случае в себестоимость продукции включаются затраты, связанные с производством. При этом общехозяйственные расходы относятся на уменьшение выручки от реализации. Этот метод позволяет снизить трудоемкость учета, упростить его.
  3. Метод калькулирования полной себестоимости. Все прямые затраты на производство и реализацию группируются по видам продукции и включаются в ее себестоимость. Общепроизводственные расходы пропорционально распределяются по видам произведенной продукции, а общехозяйственные и коммерческие расходы могут быть объединены в один элемент либо списаны по отдельности.
  4. Попередельный метод. Обычно используется в массовом серийном и поточном производстве. Все производственные процессы на этих предприятиях образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском полуфабрикатов. В зависимости от того, какую технологию переработки сырья использует предприятие, применяют бесполуфабрикатный и полуфабрикатный метод калькуляции. В первом случае определяют себестоимость уже готового продукта, не определяя стоимость полуфабрикатов по переделам. При полуфабрикатном методе калькуляцию себестоимости полуфабрикатов производят после каждого передела.
  5. Позаказный метод . Его суть заключается в том, что все прямые затраты распределяются по отдельным заказам, а косвенные затраты - пропорционально установленной базе распределения. Обычно этот метод используется в индивидуальном производстве, где продукцию производят по индивидуальным заказам покупателей.
  6. Попроцессный метод. Используется в электроэнергетике, а также добывающих и перерабатывающих отраслях. Применяется, если нужно установить среднюю себестоимость партии идентичной продукции за определенный период времени. При использовании этого метода вся производимая продукция идет на создание запасов. Все заказы от покупателей впоследствии удовлетворяются за счет созданного ранее запаса. Т.к. этот метод предполагает собой расчет удельной себестоимости в виде среднего показателя, то это значительно снижает число хозяйственных операций.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

алевтина анатольевна максимова

Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис