Телевидение – это способ передачи изображений неподвижных и движущихся объектов на расстояние при помощи средств электросвязи.
Телевидение в 50 - 60 годы
В 50-60-е годы прошлого века происходил постоянный прирост телевизионной аудитории. В России телевидение становилось средством массовой информации, обязательным качеством которого была оперативная информация. До конца 1950-х годов экранная информация была представлена 5-7-минутными выпусками программы «Последние известия», которая представляла собой краткий вариант радионовостей. Только в 1959 году была сформирована самостоятельная служба телеинформации. В результате «Последние известия» были заменены программой «Новости дня». В последующие годы наблюдался рост объема оперативной экранной информации. На новом уровне в эфире возобновились «Последние новости», их сменили «Телевизионные новости». В январе 1968 году в эфир вышла программа «Время», которая остается и на современном телевидении.
Особенно значимым в истории отечественного телевидения является 1961 год, который положил начало аналитической журналистике на телеэкране.
Еженедельная передача «Эстафета новостей», вышедшая в эфир в этот год, выполняла не только информационную функцию. Постоянный ведущий передачи постоянно анализировал произошедшие события, комментировал их, и это принципиально отличало его от диктора. Первым постоянным ведущим на российском телевидении стал Юрий Фокин. Это один из тележурналистов, чья профессиональная деятельность позволяет говорить об истории отечественного телевидения «в лицах».
Р. А. Борецкий, автор монографии «Беседы об истории телевидения» в хронологии истории российского телевидения выделяет декабрь 1966 года. Именно тогда было созвано Всесоюзное совещание, на котором обсуждались проблемы многопрограммного телевидения. И именно тогда Р. А. Борецкий предложил принять и ввести в теорию и практику телевидения новые понятия, такие как:
- «межпрограммный» и «внутрипрограммный» контекст;
- «программная верстка»;
- «программирование – процесс создания телепрограммы.
Телевидение после 1970-х годов
В 1970 году статус телевидения в системе СМИ изменился. Был создан Государственный комитет телевидению и радиовещанию. Председателем комитета стал С. Г. Лапин. Он в течение 15 лет был главой огромного холдинга, подчинившего себе все республиканские и областные телестудии и студии радиовещания. В этот период произошло множество знаменательных событий в истории отечественного телевидения:
- Получило развитие кабельное и спутниковое ТВ;
- Серьезно развивалось игровое кино на ТВ;
- Была налажена строгая производственная дисциплина;
- Появились высокохудожественные программы и т.д.
Параллельно с этим из отечественного телевидения постепенно вытеснялись журналисты, которые могли самостоятельно мыслить и свободно разговаривать на экране. Утвердившееся журналистское телевидение сменялось дикторским. Ведущей фигурой телевидения стал диктор. Если говорить о журналистах, то была сформирована группа политических обозревателей, в том числе, международных. В эту группу вошли такие известные журналисты-международники, как Фарид Сейфуль-Мулюков, Валентин Зорин, Владимир Дунаев, Анатолий Потапов, Александр Каверзнев и т.д.
С телеэкранов исчезли такие программы, как:
- «Рассказы о героизме» С. Смирнова,
- «Эстафета новостей» Ю. Фокина,
- «Клуб веселых и находчивых».
То есть с экрана убирали все передачи прямого эфира, которые не вписывались в новую концепцию телевидения, суть которой выражалась двумя словами – «видеомагнитная запись». То есть все, что выходило в эфир, обязательно проходило цензуру и не могло быть доступно телезрителю без одобрения руководства. В результате к середине 1980-х годов с телеэкранов исчезло любое проявление свободомыслия, исчезла возможность импровизации, исчез прямой эфир.
Середина 1980-х годов связана с кардинальными переменами в общественно-политической жизни всей страны, которые были вызваны новой эпохой «ускорения, перестройки и гласности». Но в этот период в характере телевидения не было каких-то существенных изменений. Телевидение продолжало оставаться в структуре охранной пропаганды и было предельно централизованным образованием.
Однако во второй половине 1980-х годов телевидение не осталось в стороне от процессов гласности и демократизации, которыми жили печатные СМИ страны. Одним из первых подобных явлений на телеэкране стал «Прожектор перестройки». Вслед в эфир вышла «Телевизионная служба новостей». Позже появилась передача «600 секунд», ведущим которой стал Александр Невозоров. Вскоре вышла в эфир острая дискуссионная программа «12-й этаж» Эдуарда Сагалаева. Затем появилась заметная программа Анатолия Лысенко» «Взгляд» с А. Любимовым, В. Листьевым, Д. Захаровым, А. Политковским и их единомышленниками.
Такая волна критики с телеэкрана и одобрительная реакция аудитории на эти передачи вызвали серьезную озабоченность у властей, пытавшихся удержать телевидение в своих руках. Поэтому передачи «Прожектор перестройки», «12-1 этаж», «Взгляд», «Добрый вечер, Москва», «7 дней» и другие были убраны из эфира.
По мнению Р. А. Борецкого важнейшим фактором истории российского телевидения является «Телевидение в лицах», которое превратило его в носителя и проводника мирового и отечественного искусства, в средство культуры. В течение нескольких десятилетий личность на телевидение представляет и событие, и эпоху, и исторический факт. В целой плеяде экранных личностей такие люди, как Ираклий Андроников, Алла Мелик-Пашаева, Алексей Каплер, Элла Беляева, В. Шнейдеров, С. Смирнов, Н. Бодрова, И. Кириллов, В. Леонтьева и другие.
В истории российского телевидения (после 1991 года), связанной с фактами воздействия ТВ на политические события в стране, Борецкий выделяет две главные даты – 1996 и 2000 гг., связанные с президентскими выборами. Анализируя место и роль телевидения в предвыборных кампаниях, изучая методы и формы его влияния на избирателей, Борецкий не оставляет сомнений относительно очевидной связи политики и телевидения. Он отмечает, что без политики нет телевидения, но политика без телевидения теряет свою эффективность. Борецкий подчеркивает, что российское телевидение всегда было «телевидением в лицах». Именно эти люди – ведущие, комментаторы, руководители каналов, тележурналисты, обозреватели – создавали и создают историю отечественного телевидения.