Основные черты критического мышления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Основные черты критического мышления
План
1. Западные теоретики о критическом мышлении
2. Отечественные теоретики о критическом мышлении
1.1. Западные теоретики о критическом мышлении
Информационно-логический компонент (Эдвард Глейзер)
1. умение распознавать проблему и находить пути ее решения
2. собирать и упорядочивать необходимую информацию
3. распознавать неподтвержденные предположения и оценки
4. точность и избирательность в использовании и воспроизведении языковых средств
5. умение истолковывать факты и информацию
6. давать оценку доказательствам
7. обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями
8. делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению
9. перестраивать или корректировать собственную систему убеждений
10. формировать правильные суждения о явлениях повседневной и профессиональной жизни
Коммуникативно-этический компонент (Роберт Эннис)
1. уважать мнение собеседника
2. уметь «слушать» и «слышать» другого
3. быть открытым для диалога
4. быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств
5. избегать критических замечаний, унижающих достоинство собеседника
Психологический компонент (Даяна Халперн)
1. готовность к планированию задач и действий
2. гибкость ума и деятельности
3. настойчивость
4. готовность исправлять свои ошибки и совершенствоваться
5. осознание своего мыслительного процесса (рефлексия)
6. поиск компромиссных решений
1.2. Отечественные теоретики о критическом мышлении
Рефлексивный компонент критического мышления (А.В. Карпов)
1. рефлексивность – качественно особое свойство индивида
2. три модуса психики человека – процесс (мышление, мотивация), свойство (личность), состояние (чувства человека)
3. рефлексия интенциональна, т.е. всегда направлена на объект: на внешний (рефлексия) или внутренний (саморефлексия)
4. три вида рефлексии: ситуативная (актуальная), ретроспективная (осознание прошлого) и перспективная (конструирование будущего)
5. рефлексия – процесс; рефлексивность – психическое свойство; рефлектирование – психическое состояние
6. рефлексивность можно диагностировать, т.е. измерять, выявлять «слабые» свойства мышления и поведения человека, в итоге – составлять рекомендации по повышению уровня критического мышления
Литература:
1. Зайцев А.В. «Критическое мышление» в философской рефлексии Джона Дьюи // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2019. Вып. 2 (19). С. 140-143.
2. Лебедев А. Н. Критическое мышление и чувства в саморазвитии личности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 97-107.
3. Муякина В.П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 67. С. 86-89.
4. А. В. Карпов. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5.
5. Халперн Д. Психология критического мышления / пер. с англ. 4-е ид. СПб.: ПИТЕР, 2000. 496 с.