Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития ребенка .

  • 👀 318 просмотров
  • 📌 239 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития ребенка .
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития ребенка .» doc
Уважаемые слушатели! Предлагаем материал для адаптации к собственной практике. Педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития ребенка . Развитие индивидуализации образования средствами дополнительного образования детей. Виды педагогического сопровождения, способствующие индивидуализации развития воспитанников. Индивидуализация образования – принципиальная характеристика образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью. Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся: 1) Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности. 2) Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению. 3) Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности. 4) Создание персонифицированных учебных программ по направлениям. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе: • одновременная работа со всей группой; • работа в парах; • групповая работа на принципах дифференциации. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко – Технология коллективного взаимообучения). Обучение есть общение обучающих и обучаемых. Еще Я.-А. Коменский оценивал «обращенную мысль как катализатор мышления»: «Если нужно – откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя слушает». Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех). А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Проектирование технологии состоит в следующем: • объяснение нового материала; • индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач); • самостоятельная работа детей, которая предполагает общение; • включенный контроль, взаимоконтроль. В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. («Концепция среднего образования РФ»). Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения: -превращение педагогики знания в педагогику развития личности; -в центре всей образовательной системы – личность ребенка; -гуманистическая ориентация образования; -развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка; -сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию. Основные принципы педагогики сотрудничества: -учение без принуждения; -право на свою точку зрения; -право на ошибку; -успешность; -мажорность; -сочетание индивидуального и коллективного воспитания. В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением. Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: • заинтересованность педагога в их судьбе; • сотрудничество, общение, • отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; • отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); • терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»). Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений в учреждении дополнительного образования детей, которая утверждает: • право ребенка на свободный выбор направления деятельности, времени занятий, объема и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.; • право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения; • создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности («учеба приносит радость»); • неформальный стиль взаимоотношений педагога и детей. Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития. Интересное дело, участником которого становится ребенок, обладает большим социальным значением и оказывает на него влияние, поскольку: • приобретается социальный и эмоциональный опыт; • центрируется внимание на социальном значении происходящего; • высвечивается социально-культурная ценность общего дела; • осуществляется реальное взаимодействие ребенка с другими детьми, которое подкрепляется дружбой, общением; • формируется умение взаимодействовать с людьми. Поэтому педагог в дополнительном образовании имеет более сильное влияние на детей, чем в школе. Отсюда - повышенные требования к личностным качествам педагога. В образовательной специфике дополнительного образования детей заложена парадигма развивающего личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие каждого обучающегося, на гуманизацию отношений между педагогами, детьми и родителями, построенных на общечеловеческих ценностях. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ребенка не средством, а целью образования, т.е. сделать его субъектом обучения, воспитания и развития. Большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью инновационных технологий обучения и воспитания в отличие от традиционной. Личностно-ориентированные технологии ориентируются на развитие свойств личности не по заказу, а в соответствии с ее способностями и возможностями. Задача – найти такую технологию обучения, которая бы отвечала принципам природосообразности (т.е. в наибольшей степени соответствовала бы естественным механизмам усвоения опыта и знаний учащимися) и интенсивности (т.е. позволяла бы более быстро и на более высоком уровне решать дидактические задачи). А для этого необходимо рационально выбрать наиболее эффективные способы и приемы организации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей, продумать каждый шаг в реализации образовательного процесса и создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития обучающихся. В дополнительном образовании внедрение в практику современных, личностно-ориентированных технологий образования и воспитания детей имеет особое значение. Именно здесь образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы помочь обучающемуся самореализоваться, развить индивидуальные, творческие способности, найти возможность самовыражения. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании. В основе технологии лежат организационные принципы: • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; • сотрудничество детей и взрослых; • романтизм и творчество. Цели технологии: • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) • воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи. Возрастные этапы технологии творчества: Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты. Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях. Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения. Черты технологии творчества: • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно; • педагогика сотрудничества, сотворчества; • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия; • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации. Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Принципы технологии ТРИЗ: -снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; -гуманистический характер обучения; -формирование нестандартного образа мышления; -практико-ориентированное внедрение идей. Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Основным понятием ТРИЗ является «противоречие», которое предполагает два пути разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований; 2) выдвижение качественно новой идей. По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как: -умение анализировать, рассуждать, обосновывать; -умение обобщать, делать выводы; -умение оригинально и гибко мыслить; -умение активно использовать воображение. В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные. Общие черты рассматриваемых технологий творчества: -свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно; -педагогика сотрудничества, сотворчества; -применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия; -стремление к творчеству, самовыражению, самореализации. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология исследовательского (проблемного) обучения не нова. Она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе и основывается на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Большой вклад в ее разработку внесли М. Махмутов, В. Оконь, Н. Никандров, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного обучения: -самостоятельность обучающихся; -развивающий характер обучения; -интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; -использование дидактических алгоритмизированных задач. Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими: -педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения; -излагает различные точки зрения на вопрос; -предлагает рассмотреть явление с различных позиций; -побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы; -ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использовать индивидуальный подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка. Проведенный нами анализ показал, что технология исследовательского (проблемного) обучения часто применяется в дополнительном образовании, когда детям предлагается выбирать альтернативные решения и находить подтверждение им на практике. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в лабораторных опытах, экспедициях, прежде чем они излагаются на занятии, им предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, предполагать возможные результаты. Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения – педагог – ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии. Технология коммуникативного обучения разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила много практических вариантов. Успешно она используется в преподавании иноязычных культур (Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, В.Л. Скалкин и др.). Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения. Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Например, "Свет - это волна или частица?", "Благо или бедствие для человечества атомная энергия?", "Строительство крупнейших ГЭС - путь к экологическому бедствию или прогрессу?", "Демонтаж памятников - потеря истории культуры России либо необходимость сегодняшнего дня?". К таким занятиям учащиеся могут заранее готовиться, читать дополнительную литературу, обдумывать свою точку зрения, готовиться к ее защите. Возможен и проект организации учебного процесса, в котором дискуссия разворачивается без предварительной подготовки учеников. Кроме того, коммуникативная технология широко используется при изучении иностранных языков, когда происходит приобщение детей к иноязычной культуре: научиться говорить можно только через общение, только говоря, а не слушая или читая. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения. В учреждениях дополнительного образования детей изначально был взят курс на создание для обучающегося возможности занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине. Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности. По материалам Писновой Ольги Юрьевны аспирант ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», педагог дополнительного образования, Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г,Воркуты Дополнительное образование предоставляет ребёнку возможность, не ограничиваясь во времени, не только проявить творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний, проявлением воображения и фантазии, порождением гипотез (В.Н. Дружинин), но и проявить нестандартное мышление, связанное с генерацией идей поиска оптимальной технологии реализации запланированного объекта в проекте. Методика развития креативной компетенции: «Пять шагов до креативной идеи» Шаг первый – определите свою цель Деятельность педагога • постановка конкретных целей; • оценка временных факторов и посильности работы; • поиск, осознание и анализ проблемы (проблемной области), личностно-значимой или социальной; • способы корректировки цели в процессе выполнения поисково-исследовательского и технологического этапов проекта. Деятельность учащегося • Поиск проблемной области (например, подготовка к выставке, конференции и т.д.). • Постановка «ясной цели» (Я хочу изготовить…, я хочу исследовать…, я хочу усовершенствовать…). • Корректировка цели, если цель оказывается нереальной или не стоящей усилий. Представление учащимися итогов этапа Методы достижения результата Зафиксировать цель в письменном виде. В дальнейшем при поиске решения это поможет сохранить верное направление последующих действий. • составление ментальных карт (авт. Тони Бьюзен); • концептуальный веер; • прогрессирующее абстрагирование. Шаг второй – обеспечьте себе обзор Деятельность педагога • создание условий для достижения цели; • поиск ориентиров достижения цели; • умение осмыслить цель, для достижения которой недостаточно знаний; • самостоятельный поиск недостающей информации в информационном поле; • структурирование знаний; • выделение и осознание – что уже усвоено и что еще подлежит усвоению – осознание качества и уровня проведенного исследования и готовности к практической деятельности; • дивергентный поиск решения проблемы. Деятельность учащегося 1. Анализ и синтез знаний по проблеме (проблемной области). 2. Сбор конвенциональных попыток решения проблемы. 3. Выделение этапов доказательства состоятельности проблемы и поиск необходимой информации. 4. Корректировка цели (ее конкретизация в зависимости от предполагаемого способа изготовления изделия или проведения исследования. Анализ идеи и поиск множества решений одной и той же проблемы). Представление учащимися итогов этапа Методы достижения результата Структурировать найденную информацию по проблеме в виде тезисов и фотографий. • «мозговой штурм»; • составление ментальных карт (авт. Тони Бьюзен); • «шесть шляп» (Эдвард де Боно); • функциональный анализ; • морфологический ящик; • концептуальный веер. Шаг третий – сделайте «креативный прыжок» Деятельность педагога • проведение игрового испытания, проявление конвергентного мышления (освобождение от общепринятых представлений, т.к. преследуемая цель – поиск творческой идеи, а не просто оригинальной находки). Если «мыслительный поток» совпадает с намеченным путем решения проблемы, то креативная техника сработала и креативная идея найдена); • способы представления креативной идеи в коллективе (классе); • умение преодолевать «мыслительную блокаду», выход из ситуации «генерирования только неприемлемых идей», преодоление «инкубационного периода», создание ситуации «озарения». Деятельность учащегося Представление учащимися итогов этапа Проведение игрового испытания, в процессе которого происходит представление креативной идеи в коллективе (классе). Методы достижения результата • «мозговой штурм»; • техника модераций; • бисоциации; • синектика; • ментальная провокация; • «шесть шляп» (Эдвард де Боно); • анализ слов-раздражителей Шаг четвёртый – оцените и доработайте идею Деятельность педагога • критическое мышление; • оценка креативной идеи (опорная таблица может состоять из следующих вопросов: реализуема ли ваша идея; условия реализации идеи; польза, новизна или актуальность идеи; затратность воплощения идеи, конкурентноспособность, слабые стороны идеи и как их можно устранить или уменьшить). Деятельность учащегося 1. Критическое рассмотрение идеи. 2. Планирование времени на проработку идеи. 3. Оценка креативной идеи по опорной таблице. 4. Доработка идеи. Представление учащимися итогов этапа Методы достижения результата Сформулировать окончательную идею на бумаге точно и позитивно. • контрольная таблица для оценки идей. Шаг пятый – отстаивание креативной идеи Деятельность педагога • способы отстаивания (защиты) креативной идеи в коллективе (классе); • критический анализ. Деятельность учащегося 1. Представление креативной идеи в коллективе (классе). 2. Поиск единомышленников (поиск участников коллектива, которые могут оказать моральную и физическую поддержку на всех этапах исследования или проекта). Представление учащимися итогов этапа Методы достижения результата Отстаивание (защита) креативной идеи по следующим направлениям: • какой результат будет достигнут благодаря вашей идее; • преимущества вашей идеи по сравнению с аналогичными путями разрешения поставленной проблемы; • недостатки, которые проявятся, если ваша идея не будет реализована. Защита креативной идеи в различных формах (реклама): • мультимедийная презентация; • презентация с плакатами.
«Педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития ребенка .» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot