Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы общего языкознания

Содержание статьи

Характеристика общего языкознания

Определение 1

Общее языкознание – это отрасль языкознания, занимающаяся изучением свойств, которыми обладают все языки (общие законы организации, развития и функционирования языков).

Противоположностью общего языкознания является частное языкознание, которое занимается отдельными языками.

Предметом общего языкознания является выявление общих для всех языков законов, которое осуществляется 2 способами:

  1. индуктивным – посредством сравнения языков, позволяющее выявить положения, которые верны для всех языков (абсолютные универсалии) или для большинства языков (статистические универсалии).
  2. дедуктивным – посредством изучения общих закономерностей функционирования языка, особенности речевых актов и текста.

Также с 50-х гг. XX века общее языкознание стало заниматься выделением структуры и языка самой лингвистической теории.

Общее языкознание преследует такие цели, как:

  • определение сущности и природы языка;
  • установление аспектов языкознания, ярусов языка и наук, изучающих эти ярусы (морфология, лексикология и т.д.);
  • систематизация и классификация языков;
  • разработка методики лингвистического анализа, классификации и модификации приёмов, способов и методов лингвистики.

Общее языкознание подразделяется на два направления:

  • Внешнее языкознание, которое рассматривает язык как общественное явление, социальные и мыслительные функции языка.
  • Внутреннее (структурное) языкознание, которое рассматривает язык как систему, в которой выделяются и изучаются единицы, отношения между ними, языковое содержание и языковую форму, категории, уровни и структуру. Объектами внутреннего языкознания являются письмо (графическая и орфографическая форма языка), фонетика (звуковой строй языка), грамматика (грамматический строй языка) и лексикология (словарный состав языка).

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, выделяется сравнительно-историческое языкознание (именуемая лингвистическая компаративистика). Этот раздел языкознания, в первую очередь, посвящён установлению степени исторически-генетического родства между языками. Оно включает построение генеалогической классификации языков, реконструкцию праязыков, исследование диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологии слов.

Проблемы общего языкознания

Общее языкознание решает несколько вполне значимых проблем:

  1. Устанавливается природа и сущность языка, его принадлежность к тому или иному явлению (общественному, физическому, биологическому, психическому), коренное отличие от других явлений общественной жизни, отношение языка к социуму и мышлению.
  2. Изучение структуры языка, которое включает большой круг вопросов: строение языка, главные стороны языка, звуковая сторона языка, составные части и единицы языка, звуки речи, лексика, словарный состав языка, грамматический строй языка (его стороны и явления), понятия и сущность «слова», «части речи», «членов предложения» и «предложения». Это самая обширная проблема общего языкознания.
  3. Исследование вопросов, связанных с пониманием системы языка, то есть тех многочисленных и разнообразных связей и отношений, которые закономерно согласовывают и объединяют составные части и элементы языковой структуры (звуки, интонация, слова, предложения и т.д.) в организованную систему. Эту строгую систему, это внутреннее единство языка и должно осмыслить общее языкознание.
  4. Рассмотрение вопросов развития языка: раскрытие связи развития языка с развитием общества, анализ направлений и причин изменений языка, её звуковой роли, лексики, грамматики, изучение внутренних законов языкового развития и зависимости языка от внешних влияний, особенностей формы существования и развития повседневной речи, местных диалектов и литературного языка, истории возникновения человеческой речи и главных этапов развития языков.
  5. Изучение возникновения и развития письма, различных его видов, соотношение письменного языка и устной речи в их развитии, а также графики и звуков человеческой речи, изучение известных человечеству алфавитов, сущности и принципов письма, орфографии и т.д.
  6. Проблема классификации, или типологии, языков, которых на Земле насчитывается несколько (от двух до пяти) тысяч. Исходя из такого объемного разнообразия языков возникает необходимость в их систематизации, что возможно сделать по степени их родства (например, англо-саксонская, романская или славянская группа языков).
  7. Проблема методов и исследовательских приемов общего языкознания (сравнительно-исторический, сопоставительный, количественный, экспериментальный, описательный и т. д.), стремление теоретически описать их, ограничить сферу их применения при изучении предмета общего языкознания.
  8. Приобретающая год от года всё большую актуальность проблема приложения научных знаний о языке к решению различного рода практических задач: языкознание и школа, языкознание и перевод («ручной» и машинный), языкознание и служба научно-технической информации и т. д. Решение данной проблемы занимается прикладное языкознание, которое теоретически осмысливает их и практически ищет пути их решения.
  9. Проблема понимания необходимости, условий и влияния на языкознание ее связей с другими науками. Это касается как развитие связей с прежними научными дисциплинами (историческими, логическими, литературными, психологическими), так и установление контактов с новыми науками (математическими, кибернетическими и статистическими).

Это неокончательный список проблем общего языкознания. По мере развития лингвистики увеличивается число её направлений (как в практической, так и в теоретической областях), устанавливается и развивается всё большее число связей с другими науками. Всё это способствует обогащению, углублению и расширению вопросов и проблем, которые становятся объектом изучения общего языкознания.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис