Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее языкознание

Определение 1

Общее языкознание – это раздел языкознания, целью которого является изучение свойств и признаков, характерных для всех существующих языков, рассмотрение теорий и гипотез о сущности языка, обобщение содержания всех лингвистических курсов.

Другой разновидностью лингвистики является частное языкознание, занимающееся вопросами отдельных, конкретных языков.

Замечание 1

Языкознание – это русифицированное название науки, которая во всём мире имеет латинское название «лингвистика».

История развития общего языкознания

В качестве самостоятельной дисциплины общее языкознание сформировалось в начале XIX века. Общее языкознание представляет собой философию языка, которая пытается решить проблемы, связанные с языком, и отвечает на множество сложных вопросов, интересовавших общество в течение всей своей истории. Первые попытки найти решение подобных вопросов предпринимали индийские, китайские и европейские философы Древнего мира. Изучением законов функционирования языка занимались средневековые ученые. Наиболее активно теоретические проблемы языкознания разрабатывались в XIX—XX вв.

Общее языкознание как научная дисциплина оформилась благодаря немецкому филологу и философу Вильгельму фон Гумбольдту (1767—1835 гг.). Первый том его объёмистого труда «О языке кави на острове Ява» (1836 г.) представлен введением, который называется «О различии строения человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества». В этом томе представлены результаты исследований таких теоретических проблем языка, как:

  • сущность языка;
  • соотношение языка с мышлением;
  • форма и содержание языков;
  • влияние на язык этнического фактора;
  • природа человеческого звука;
  • грамматическая форма и значение;
  • закономерности развития языков;
  • характер слов различных частей речи;
  • взаимодействие языков.

Наибольший вклад в теоретическое исследование языков внёс лингвист швейцарского происхождения Фердинанд де Соссюр, ставший автором фундаментальной работы «Курс общей лингвистики». В 1930-е годы философами (Э. Сепиром, А. Мейе, Ж. Вандриесом) были написаны работы, заложившие основы теоретического языкознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущностная характеристика общего языкознания

Замечание 2

Традиционно объектом изучения общего языкознания считается язык, но последние исследования в области отечественного и зарубежного языкознания расширили понятие объекта общего языкознания. Теперь к нему относится речевая деятельность вообще, включая её динамический аспект («язык в действии»).

В настоящее время существует большое число языков, появившихся в течение развития человечества. По данным научных сообществ и специальных организаций насчитывается несколько тысяч языков (от двух до шести). Установить точное число языков вызывает затруднения, поскольку между языками размыты границы из-за их родственной близости. Кроме того, наблюдаются процессы вымирания одних языков и образование новых.

Несмотря на существующие различия между языками, им всё же присущи общие черты, которые как раз и изучает общее языкознание. Общими и универсальными чертами языков являются выполнение ими таких функций, как:

  • организация общения и коммуникации между людьми;
  • формирование и выражение мысли;
  • наличие языковыми единицами значения;
  • организация речи в устной и письменной форме;
  • способность к литературному и стилевому развитию.

Общее языкознание пытается выработать основные теоретические постулаты, обобщить их в систематическом виде и направить их на решение следующих проблем общего языкознания:

  • рассмотрения языкознания как научной дисциплины;
  • структура языка;
  • функционирование языка, в том числе с внешними явлениями;
  • историческое развитие языка с учётом внутренних и внешних условий;
  • язык как знаковая система;
  • классификация языков и выделение языковых универсалий;
  • методика изучения языков;
  • связь общего языкознания с другими науками (в первую очередь, с философией, а также с психологией, историей, логикой, семиотики и т.д.).

Общее языкознание призвано выявить общие для всех языков законы организации, развития и функционирования. Для решения поставленной задачи применяют два способа. Индуктивный способ позволяет при помощи сопоставления языков выявить положения, которые верны для всех языков (абсолютные универсалии) или для большинства языков (статистические универсалии). Дедуктивный способ применяет изучение общих закономерностей функционирования языка, особенности речевых актов и текста.

Структура общего языкознания

Структурно общее языкознание можно представить в виде нескольких разделов.

Во-первых, по способу изучения языка выделяют внутреннее и внешнее языкознание. Внутреннее языкознание (которое также называется структурным) изучает язык как систему. Внешнее языкознание изучает язык как общественное явление, фокусируется на исследовании социальных и мыслительных функциях языка.

Во-вторых, общее языкознание, как и любую научную дисциплину, можно представить в виде трёх разделов:

  • история учений общего языкознания, которая позволяет проследить развитие и эволюцию идей, концепций и теорий общего языкознания;
  • теория общего языкознания представляет собой науку, обобщив и систематизировав теоретические результаты исследования общих свойств языков;
  • методы анализа в общем языкознании, которые вооружают учёных и философов средствами для исследования проблем, стоящих в центре внимания общего языкознания.

Особое место в общем языкознании занимает лингвистическая компаративистика, специализирующаяся на историческом сравнении языков, целью которого является установление степени историко-генетического родства. Кроме того, лингвистическая компаративистика занимается построением генеалогической классификации языков, реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Владимировна Попова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис