Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Задачи общего языкознания

Краткая характеристика общего языкознания

Определение 1

Общее языкознание – это раздел языкознания, исследующий свойства и признаки, присущие всем языкам, а также изучающий методы этого исследования и его результаты во взаимосвязи с другими науками.

В связи с обширностью своего предмета общее языкознание выделяет несколько разделов, которые исследуют язык на разных его уровнях:

  • фонетика, изучением которой являются звуки речи, их признаки и классы, фонемы и отношения между ними, а также явления просодики — структуру слога и речевого такта и роль ударения в нём, правила интонации, то есть звукового оформления словосочетаний и предложений;
  • графика, изучением которой являются свойства элементарных единиц письменной речи — графем, букв, иероглифов;
  • морфология, изучением которой являются морфема и слово в их взаимоотношениях (правила словообразования из морфем и обратного процесса - разложение слов на морфемы);
  • синтаксис, изучением которого является словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости), структура свободных словосочетаний и предложений, а также сложное синтаксическое целое и связный текст;
  • семантика, изучением которой являются значения с их компонентами и различительными признаками (семами), и правила, по которым из этих более простых единиц строятся более сложные содержательные образования — смыслы;
  • прагматика, изучением которой являются человеческие высказывания — конкретные речевые акты, производимые определёнными участниками общения в определённой обстановке, соотносимые с определённой реальностью и ориентированные на достижение определённых целей, а также общие универсальные правила создания и интерпретации высказываний.

Языковые универсалии

В общем языкознании особое место занимают языковые универсалии, которые представляют собой общие свойства языков. Это понятие типологии связывают с именем Джозефа Гринберга (1915-2001 гг.), хотя идеи, подобные этой, появлялись и раньше.

Замечание 1

Если свойство присуще всем языкам, то оно называется абсолютной универсалией.

К таким универсалиям в основном относятся:

  • выполнение всеми языками функции средства общества между людьми;
  • участие всех языков в формулировании и выражении мысли;
  • наличие у всех языков звуков, слов и грамматики;
  • обладание словами всех языков значения;
  • функционирование языков как в устной, так и в письменной формах;
  • придание всем языкам литературных и стилевых черт и т.д.

Если свойство присуще не всем, но большинству языкам, то оно называется статистической универсалией. Например, местоимения почти всех языков (за исключением древних и небольшого числа современных) выделяются минимум два числа. Кроме того, к подобному роду универсалий относятся фреквенталии — явления, распространённые в языках мира и встречающиеся с вероятностью, которая превышает статистически случайную.

Готовые работы на аналогичную тему

Если свойство утверждает связь между двумя типами явлений, то оно называется импликативной (сложной) универсалией. Например, в случае наличия в языке двойственного числа, то справедливо утверждение о наличии в языке и множественного языка.

Также существуют такие виды универсалий, как индуктивные - общие для всех языков, и дедуктивные - обязательные для всех языков.

Замечание 2

Именно факт наличия языковых универсалий, то есть общих для всех или большинства языков свойств, выполняет роль материальной основы существования общего языкознания и возможности сравнения различных языков мира между собой.

Задачи общего языкознания

Задачей общего языкознания является изучения вопросов, которые составляют проблематику этой научной дисциплины. К таким проблемам относятся:

  • определение объекта и предмета языкознания как научной дисциплины и установление границ областей, исследуемых общим языкознанием;
  • изучение природы и сущности языка, то есть определение языка как явления (культурного, ментального, биологического), а также взаимосвязь и взаимозависимость языка с обществом, мышлением и т.п.;
  • изучение такой характеристики языка как системность (соотношение внутренних языковых единиц, взаимосвязь языка с внешним миром, рассмотрение языка как целостной письменной и звуковой системы и т.д.);
  • изучение структуры многостороннего и многоуровневого языка и совместного функционирования структурных единиц языка по отдельности в целом всей структуры (звуковой строй, словарный состав, части речи, грамматика, синтаксис и т.д.);
  • изучение семиотической стороны языка, то есть обращение к проблеме его знаковости, рассмотрение языка как знаковой системы;
  • рассмотрение свойств, присущих всем языкам (называются абсолютными универсалиями) или большинству из них (статистические универсалии);
  • исследование проблемы функционирования языка в человеческом обществе (как в обыденной жизни, так и в литературной и этической сфере);
  • исследование законов и закономерностей развития языка, которые представляют собой устойчивую связь явлений, которая позволяет достаточно достоверно предсказать течение процесса и потенциальные изменения;
  • изучение проблемы возникновения языка, которая относится к рассмотрению происхождения и развития языков в первобытном обществе;
  • исследование проблемы происхождения и развития письма, которое является важной формой выражения человеческого языка и средством общения между людьми;
  • классификация и систематизация языков мира по родственному признаку, что вызвано многочисленностью и разнообразием языков, которые можно объединить в семьи, виды, группы и т.д.;
  • определение и описание специальных приёмов, способов и методов исследования языков (компаративный, исторический, описательный, логический, квантитативный и т.д.);
  • выявление и установление связей общего языкознания с другими научными дисциплинами (историческими, биологическими, логическими, математическими и т.д.), интеграция методов других наук в языкознание и т.д.
Замечание 3

В настоящее время наметилось переключение интереса с объекта на субъект. Поэтому осуществляется переход от чистого языкознания к антропоцентрическому, которое предполагает исследование человека в языке и языка в человеке.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис