раздел семиотики, изучающий синтаксис различных знаковых систем, т.е. структуру сочетаний знаков и правила их образования и преобразования безотносительно к их значениям и каким бы то ни было функциям знаковых систем.
Большинство типов юмористического дискурса основывается на столкновении двух фреймов - исходного (ИФ) и юмористического (ЮФ), которые образуют структуру юмористического акта. В данной статье рассматриваются сочетательные возможности названных структур: выявляются типы их совмещения, механизмы перехода от одной структуры к другой, степень их дистантности. Рассматривается вопрос о процедуре разграничения и идентификации разных и повторяющихся (с большим количеством трансформаций) фреймов в ИФ и ЮФ. С точки зрения синтактики ИФ и ЮФ делаются предположения о возможных причинах трудностей в восприятии иноязычного юмора.
Объектом статьи является семантика слова и ее реализация в ближайшем контексте. Цель и новаторский компонент исследования анализ проблемы с точки зрения когнитивной лингвистики. Исходное положение: в лексическом значении слова есть составляющая, отвечающая за его вхождение в текст. Она включает в себя поиск лексических партнеров слова по синтагматической цепи. Участвующие в этом процессе семы актуализируются они должны попасть в светлое поле сознания. Классическое проявление этой связи так называемое семантическое согласование ( собака лает, бурый медведь, волосы дыбом и т.п.). На материале русской художественной литературы показано, что при образовании нетипичного (нестандартного) словосочетания происходит пересечение (смешение) концептов. Примеры типа самопишущий костюм или жаркая робость расширяют когнитивные горизонты человека, приучают его к иной (виртуальной) действительности. А в качестве фона и гаранта данного комбинаторного процесса выступает так называемый «здравый смысл»,...
экспрессивно значимого явления приписывает ему статус стилистического приема, близкого к оксюморону, представляющего собой умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического).
стилистический прием, близкий к гипонимической амплификации, суть которого заключается в том, что какое-либо утверждение сначала подвергается сомнению, а затем уточняющей поправке или отвергается вовсе.