Города, деревни, села наполнены разными зданиями, которые отличаются друг от друга настолько сильно, что сложнее назвать их общие черты, чем отличия. Но есть и другие примеры, в частности типовая застройка, которая может повторяться в разных городах и даже странах. Далее мы поговорим о том, какую информацию несет в себе здание и как она может быть расшифрована.
Архитектура как сообщение
Идея расшифровки значений, заложенных в здании не так уж и нова, но периодически интерес к ней возрастает с новой силой, и появляются различные примеры анализа зданий судов, больниц, тюрем, ратуш, торговых центров, администраций.
В основе этого подхода лежит несколько базовых идеи, в первую очередь предполагается, что облик здания есть ни что иное, как зашифрованное сообщение, в котором с помощью принятых в данном культурном коде символов, элементов и деталей закодирована информация, позволяющая прохожему понять:
- что за объект находится перед ним, - жилой дом или театр, общежитие или университет. Каждый вид зданий имеет свои типичные характеристики, к примеру жилые здания имеют мелкоячеистую повторяющуюся структуру, которая разительно отличает от массивных производственных цехов, а богато декорированные здания театров сложно перепутать со строгими и величественными зданиями университетов;
- какую этот объект имеет структуру, кпримеру сколько в нем этажей, секций, входов. Если это комплекс, то за счет разной массы зданий можно сделать вывод о главных и дополнительных структурах;
- время постройки – конечно точную дату вычислить сложно, но примерно назвать век и может быть стиль сможет почти любой;
- ценность здания, если мы видим перед собой обветшалый фасад, то ценность этого объекта уменьшается, так как о нем никто не заботится, он забыт и заброшен, вто время как новые, отреставрированные объекты привлекают внимание о повышают свою ценность в том числе за счет внешнего вида;
- степень открытости объекта, к примеру общественные здания имеют большую площадку, расположенную перед входом, иногда это место называют втягивающим пространством, которое как бы зазывает и направляет поток людей в направлении входа. С другой стороны, можно встретить и глухо огороженные объекты, которые как бы говорят о том, что доступ в них запрещен и нежелателен. Глухая стена является настолько скучной для прохожего, что он теряет всякий интерес к познанию и изучению такого объекта.
Архитектурная семиотика
Семиотика – это наука о коммуникативных системах и знаках, которые используются и применяются в процессе общения.
Рисунок 1. Семиотика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассматривая архитектуру, как язык, с помощью которого ведется общение между архитектором и горожанами, мы обращаемся к архитектурной семиотике или теории языков. Семиотика зародилась как наука, изучающая различные лингвистические системы, но ее методы нашли гораздо более широкое применение, так как были выявлены и другие языки, к примеру, компьютерный, математический, музыкальный и архитектурный.
К основным разделам архитектурной семиотики относятся:
- синтактика, то есть структура сочетания архитектурных первоэлементов и правила их образования;
- прагматика, то есть отношения между архитектурными элементами и архитектурными системами и их потребителями;
- семантика, то есть правила интерпретации архитектурных знаков и составление из них архитектурных систем;
- грамматика, то есть принципы построения базовых архитектурных первоэлементов.
Архитектура изобилует смысловыми кодами, она наполняется ими как в процессе проектирования, так и на этапе эксплуатации зданий.
Рисунок 2. Разделы семиотики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурная среда воспринимается метафорически, эта традиция идет с древних времен, когда различные природные элементы наполнялись смысловым значением, к примеру гора, на которой живут Боги, камни, на которых можно приносить жертвоприношения и т. д.
Метафоричность очень разнообразна, каждый человек воспринимает архитектурные объекты через призму своего мировоззрения, накладывая это восприятие на общекультурные оценочные мотивы, местные смысловые коды восприятия.
Архитектуру можно рассматривать с разных точек зрения и каждый раз находить новые объяснительные модели и логические связки. Она является предметом для изучения многих наук, в том числе истории, социологии, культурологии, семиотики и т.д. На стыке наук рождаются новые знания, которые обогащают имеющийся исследовательский опыт и позволяют применять новые методы одних дисциплин в других.