Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальное языкознания

Общее понятие о социальном языкознании

Определение 1

Социальное языкознание – это раздел языкознания, исследующий функционирование языка в связи с социальными условиями его существования.

Социальными условиями называется совокупность внешних обстоятельств, в которых происходит развитие и функционирование языка: общество людей, разговаривающих на данном языке, его социальная структура, возрастные, статусные, культурные, образовательные, территориальные и поведенческие различия между носителями языка.

Замечание 1

Другое название социального языкознания было предложено американским социологом Германом Карри в 1952 году – социолингвистика.

Понять особенности социального языкознания и его отличия от «обычного» языкознания поможет рассмотрение истории его развития.

История развития социального языкознания

Факт о социальной неоднородности языка был известен с давних времён. Впервые эта проблема была теоретически рассмотрена в научной работе испанского преподавателя Гонсало де Корреас в начале XVII века, где он выделил социальные разновидности языка, например, язык горожан, язык проповедниов, язык женщин и т.д.

Подавляющее большинство лингвистических школ изучало язык в неразрывной связи с общественной жизнью (это объяснялось возможностью существования языка только в человеческом обществе). Поэтому во многих странах социальные условия языка изучались «классическим» языкознанием.

Исключением стала американская лингвистическая школа, что обусловило выделение социального языкознания в качестве самостоятельной дисциплины именно в Соединённых штатах Америки.

Значительными концепциями, сыгравшими важную роль в развитии социального языкознания ХХ века, были:

Готовые работы на аналогичную тему

  • концепция распределения языковых средств по общественным сферам, деление которых социально обусловлено (Ш. Балли);
  • концепция социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей (Б. Гавранек, А. Матезиус);
  • концепция зависимости интенсивности языковой эволюции от интенсивности общественного развития при хроническом отставании языковых изменений от социальных (Е. Д. Поливанов);
  • концепция исследования городского языка методами изучения сельских диалектов (Б. А. Ларин);
  • концепция необходимости социальной и территориальной диалектологии (Е. Д. Поливанов);
  • концепция изучения языков отдельных социальных групп (жаргонов, арго и др.) в целях полноценного исследования национального языка (Б. А. Ларин, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев).

Также значительный вклад в социальное языкознание внесли лингвисты И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ш. Балли, Ж. Вандриес, Ф. Брюно и др.

Статус социолингвистики как научной дисциплины

Социальному языкознанию присущ междисциплинарный характер, поскольку оно образовалось на стыке двух наук – социологии и языкознания. Поэтому на первоначальном этапе его развития велись дискуссии, к какой науке больше относится социальное языкознание. Однако к концу ХХ века социальное языкознание определилось в качестве «языковедческой» дисциплины, но и многие черты социологии в нем также присутствуют (в первую очередь, методы исследования).

Объектом социального языкознания является не сам язык, а его функционирование. Внутренняя структура языка принимается за данность, поэтому она в рамках социального языкознания не изучается. А функционирование языка изучается с учётом влияния социально значимых факторов (пол, возраст, статус, образование и т.д.). Если изучается общество, в котором говорят на нескольких языках, то языковед должен исследовать механизмы функционирования нескольких языков в их взаимодействии, чтобы определить в каких сферах социальной жизни они используются, какой из них считается главенствующим и т.д.

Социальное языкознание изучает ряд проблем, среди которых основными считаются:

  • проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры;
  • проблема национального языка;
  • проблема языковой ситуации, под которой понимают комплекс форм существования языка, обеспечивающие взаимодействие на определённой территории близких диалектов;
  • проблема взаимодействия языка и культуры;
  • проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и диглоссии (взаимодействия подсистем одного языка);
  • проблема языковой политики государства.

Методы социального языкознания, обусловленные сущностью дисциплины, представляют собой объединение лингвистических и социологических процедур. Они подразделяются на методы полевого исследования (анкеты, интервью, наблюдение) и методы социолингвистического анализа языкового материала (при помощи использования статистического аппарата). Для обработки полученных результатов используются разновидности корреляционного анализа.

Микро- и макросоциальное языкознание

В зависимости от уровня изучения языка и определения «индивидуальности» выделяют микро- и макросоциальное языкознание.

Микросоциальное языкознание изучает языковое поведение индивида и внутригрупповое общение малых групп. Индивидуальность понимается как совокупность характеристик конкретного индивида, позволяющих отличить его от других индивидов. Лингвисты данного течения изучают непосредственно речевой акт, конкретные условия его воспроизведения, социальный статус и родство разговаривающих, жесты, пространственную близость, зрительный контакт, отношение и цель к другим собеседникам.

Макросоциальное языкознание изучает межгрупповое общение на уровне крупных групп, классов, наций и государств. В данном случае языковед будет исследовать языковые различия в обществе, обусловленные возрастом, полом, национальностью, образованием, профессией. Особое внимание будет приковано к межгрупповому общению, например, к защите прав языковых меньшинств, коммуникации представителей различных этнических сообществ и др.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис