Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Процессы в языкознании

Содержание статьи

Теоретические основы языкознания

Определение 1

Языкознание – это наука, изучающая язык в целом и его многочисленные разновидности.

Языкознанием на профессиональном уровне занимаются специально подготовленные специалисты в этой сфере – ученые-лингвисты (термин произошёл от латинского слова «lingua», который переводится как «язык»).

Предметом языкознания выступают:

  • человеческий язык вообще;
  • существовавшие ранее языки;
  • языки, существующие сейчас;
  • потенциально возможные языки (то есть те, которые могут возникнуть в будущем).

Ученые-лингвисты лишены возможности непосредственно наблюдать за языком (это объясняется сущностными характеристиками языка). Поэтому под наблюдение попадают языковые явления – фактически произошедшие речевые акты носителей языка (их речи) и результаты этих актов (тексты, записи и т.д.). С помощью последних лингвисты способны исследовать мёртвые языки (то есть языки, на которых уже никто не говорит).

Лингвисты при изучении различных языковых явлений осуществляют определённый процесс их исследования. Во-первых, учёные наблюдают за речевыми актами. В процессе наблюдения регистрируют факты речи, которые затем более подробно описывают. На основе собранных материалов учёные выдвигают гипотезы, которые затем преобразуются в полноценные теории и модели. Следующим этапом является экспериментальная проверка сформулированных теорий и моделей, в результате которой они принимаются за истину или отвергаются.

Полученные теоретические знания впоследствии позволяют прогнозировать языковое поведение людей и их групп, а также объяснять природу и причины различных языковых явлений. Это может быть объяснено как внутренним (через языковые факты), так и внешним (через факты другой природы – социальные, психологические, физиологические и др.) причинами.

Субъектно-объектный состав языкознания довольно специфичен. Это проявляется в сложности отграничить субъект (мышление лингвиста) от объекта (изучаемый язык). А если изучается родной для лингвиста язык, то эта проблема только осложняется. Язык находит отражение в мышлении лингвиста, поэтому познание языка становится в некоторой степени самопознанием.

Готовые работы на аналогичную тему

Процессы в современном языкознании

В настоящее время в языкознании можно выделить 5 основных процессов, протекающих внутри научной дисциплины:

  • психологизация;
  • популяризация корпусов;
  • компьютеризация;
  • распространение дискурсов;
  • социализация.

Психологизация языкознания привела к возникновению его нового направления – когнитивного языкознания. Этот раздел образовался на соединении областей научного интереса языкознания и психологии. Поэтому когнитивное языкознание изучало связь между языком и человеческим сознанием.

Целью лингвистов данного направления языкознания являлось осознание механизма и способа использования людьми языка и речи для создания в своём создании определённых понятий, категорий, концепций и т.д. Кроме того, определяют роль языка в процессе познания людьми окружающего мира и степень отражения жизненного опыта человека в языке.

Наиболее важной проблемой выступает степень взаимовлияния и взаимозависимости языка и сознания. А повышенный интерес в современном когнитивном языкознании вызывает использование его достижений для анализа литературных текстов, что представляет собой отдельное научное ответвление – когнитивная поэтика.

В последнее время в языкознании фиксируют повышение популярности корпусов. Они представляют собой созданную для научного исследования совокупность текстов, с помощью которых может осуществляться поиск необходимых языковых явлений. Этот языковой материал, благодаря в первую очередь своей реальности, в наибольшей степени способствует исследовательским работам лингвистов.

Данное явление способствовало оформлению в конце прошлого века новой науки - корпусного языкознания. Впервые она появилась в Соединённых штатах Америки (в 1960-е гг.), а до Советского Союза она добралась только спустя 20 лет.

Компьютеризация, охватившая все сферы человеческой деятельности, достигла и языкознание. В последние годы в языкознании всё чаще и больше используются программы и компьютерные технологии. Это спровоцировало возникновение компьютерного (математического/вычислительного) языкознания, которое образовалось на стыке обычного языкознания и вычислительной техники.

Это направление языкознания занимается изучением компьютерного сленга, развитием компьютерного перевода, разработкой программ и приложений, основанных на использовании и анализе языка, голосового ввода и поиска информации, автоматическим анализом естественного языка, конструированием искусственных (технических) языков и др.

Одним из центральных понятий не только языкознания, но философии и семиотики является дискурс. Достаточно сложно точно и подробно определить этот термин. В самом простом виде дискурс можно определить как речь, рассуждение в связи с факторами окружающего мира. То есть помимо непосредственно речи он включает участников общения, их характеристики, место коммуникации, жесты, мимика, эмоции и т.д.

Для анализа этого комплексного взаимодействия разработали отдельную дисциплину – дискурсологию (теорию дискурса). Помимо языкознания она затрагивает вопросы психологии, этнографии, социологии, философии, стилистики и других наук. Дискурсология позволяет понять работу нашей речи в различных жизненных ситуациях, сущность процессов, протекающих в мышлении во время речи, влияние психологических и социокультурных факторов и т.д.

Социализация языкознания вылилась в новом его разделе – социолингвистике. Она занимается изучением взаимосвязи языка и общества. Эта взаимосвязь обычно выражается в национальных языках, фонетических особенностях социальных диалектов, взаимодействии языка и социальных ролей и др.

Замечание 1

В настоящее время актуальными проблемами социолингвистики являются вымирание социальных диалектов и образование парных существительных женского рода, обозначающих женщин, от однокоренных существительных мужского рода, обозначающих мужчин (то есть образование феминитивов).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис