Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Направления и школы в языкознании последних десятилетий XX в.

В последние десятилетия двадцатого столетия лингвистическая наука обратила своё внимание на не раскрытые ранее в полной мере сферы и условия применения языка, в том числе с использованием знаний и методов других научных дисциплин. В связи с этим в то время сформировались и развивались следующие новые направления и школы в языкознании:

  • генеративное (порождающее) языкознание;
  • лингвистическая семантика;
  • коммуникативно-деятельностные теории языка;
  • психолингвистика и нейролингвистика;
  • этнолингвистика;
  • социолингвистика.

Новые теоретические направления в языкознании

Во второй половине XX века наибольшую популярность набрала генеративная лингвистика (также называемая порождающей, трансформационной, хомскианскей).

Определение 1

Генеративная грамматика представляет собой лингвистическую теорию, которая рассматривает грамматику как систему правил, которая генерирует именно те комбинации слов, которые образуют грамматические предложения в данном языке.

Статья: Направления и школы в языкознании последних десятилетий XX в.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Основоположником этой теории и её распространителем в языкознании являлся американский лингвист, философ и теоретик Ноам Хомский, который впервые ввёл этот термин в научный оборот в конце 1950-х годов.

В настоящее время в лингвистике существует ряд версий генеративной грамматики. Сейчас большинство генеративистов являются последователями созданной Н. Хомским теории минималистских программ, согласно которой многие свойства порождающей грамматики возникают от универсальной грамматики, присущей человеческому мозгу, а не сформированной на основе взаимодействия с окружающей средой.

К 1970-м годам среди некоторых исследователей возникла неудовлетворённость текущим состоянием науки о языке (в том числе, генеративной лингвистикой), в которой уделялось недостаточное внимание значению. Это спровоцировало формирование отдельного направления в русле языкознания, которое было посвящено изучению семантической стороны языка – лингвистической семантики. К ней пытались применить новейшие подходы, поскольку традиционный подход считался недостаточно активным.

«Направления и школы в языкознании последних десятилетий XX в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме того, в это время было разработано большое число коммуникативно-деятельностных теорий языка, под которыми обычно понимают теории, которые объясняют использование и роль языка в процессе непосредственного взаимодействия людей и обмена информации между ними. К этой категории можно отнести следующие теории:

  • теория речевых актов (действий);
  • анализ дискурса (в функционально-лингвистическом и этнографическом течениях);
  • конверсационный анализ;
  • анализ разговора;
  • прагмалингвистика (лингвистическая прагматика).

Психологические направления в языкознании

В 1953 году возникла научная дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Она была названа психолингвистикой и занималась изучением взаимоотношений языка, мышления и сознания.

Психолингвистика развивалась благодаря трём теоретическим источникам:

  • психологическое направление в языкознании, которое выделяло в языке психический компонент и рассматривало язык как важное условие познания человеком окружающего мира и понимания других людей;
  • работы американских структуралистов, изучавших различные процессы (в виде структур) на основе использования лингвистических моделей и, в частности, предполагавших, что в основе владения языком лежат способности производить правильные предложения;
  • исследовательская деятельность психологов, которые занимались вопросами языка и речи и изучали организацию процесса производства речи как совокупности последовательных фаз деятельности (например, мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).

Пограничной с психолингвистикой дисциплиной в языкознании была нейролингвистика. Окончательное её оформление как особой области знаний произошло в 1950-1960-е года. Нейролингвистика занимается изучением мозговых механизмов речевой деятельности и тех изменений в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Замечание 1

В настоящее время области исследовательских интересов психо- и нейролингвистики часто пересекаются, что способствует активному сотрудничеству представителей обоих направлений.

Общественный аспект в науке о языке

В 1950—1970-е годы получило развитие лингвистическое направление, которое занимается изучением влияния на использование языка общества в целом или отдельных его аспектов (например, культурные нормы, контекст, ожидания и т.п.). Это направление было названо социолингвистикой (социологической лингвистикой).

Параллельно с ним развивалось менее известная научная дисциплина – социология языка, которое изучает влияние языка на общество. Кроме того, социолингвистика значительно пересекается с прагматикой.

Социологическая лингвистика пытается выявить правила и объяснить языковые различия, которые встречаются у различных групп, разделенных по определенным социально важным критериям. К таковым могут относится:

  • пол;
  • возраст;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • социальный статус;
  • религиозные убеждения и т. д.

Выработанные правила, помимо прочего, используются для классификации людей по социальным признакам и их распределения по социально-экономическим классам.

Использование языка различается среди социальных классов, поэтому выделяют уникальное для конкретного сообщества средство общения – социолект. Именно он и изучается социолингвистикой.

Близким к социолингвистике разделом языкознания является этнолингвистика (лингвистическая антропология). Она исторически тесно связана с социальной лингвистикой, и существенные различия между ними в настоящее время подвергается сомнению в научном сообществе.

Этнолингвистика занимается изучением особенностей восприятия мира разными этническими группами и их соответствующего влияния на используемый представителями этих групп язык.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot