Определение, функции и значение управления персоналом
Управление персоналом представляет собой вид деятельности по руководству человеческими ресурсами, который направлен на достижение целей организации посредством использования опыта, труда и таланта работников.
Система управления персоналом организации включает несколько основополагающих элементов:
- субъект управления – специалист, непосредственно выполняющий функцию управления (и принимающий соответствующие решения)
- объект управления – человеческие ресурсы, на которые направлено управленческое воздействие
- методы управления – набор способов воздействия на объект управления (которым является персонал организации)
- процедуры управления – приемы воздействия на объект управления (утвержденные формально).
Основная цель управления персоналом состоит в рациональном использовании человеческих ресурсов, полном и своевременном приведении их в соответствие качественным и количественным показателям, которые необходимы для эффективного и полноценного функционирования организации.
Основные функции управления персоналом:
- подбор трудовых ресурсов, формирование и наем персонала фирмы для наиболее эффективного достижения поставленных целей
- оценка трудовых ресурсов
- поддержание благоприятного морально-психологического климата в организации, который максимально способствует проявлению творческой активности работников и наиболее продуктивной их работе
- оптимальное использование трудового потенциала и адекватное поощрение работников
- обеспечение гарантий социальной ответственности фирмы перед работниками
- анализ кадрового потенциала организации, а также его перспективное планирование
- создание эффективной системы мотивации персонала
- обучение работников и повышение их квалификации
- эффективное содействие адаптации трудовых ресурсов к нововведениям
- разрешение различных вопросов, связанных с психологической совместимостью работников и т. д.
Особенности западноевропейской модели управления персоналом
Есть несколько наиболее известных моделей управления персоналом, среди которых наиболее выделяются японская, американская, и, конечно же, западноевропейская.
Западноевропейскую модель управления персоналом также еще называют «партнерской», поскольку в основе данной модели лежит коллективный договор и социальное партнерство. В данной модели имеет место значительное влияние профсоюзных организаций на процесс управления персоналом.
У западноевропейской модели есть некоторая схожесть с японской моделью, которая выражается в том, что здесь также приветствуется продолжительный период работы в одной компании (хотя практически и не существует примеров «пожизненного найма»).
Неоспоримым преимуществом данной модели можно назвать достаточно широкие возможности для вертикального карьерного роста. При этом, руководящие должности предоставляются главным образом своим сотрудникам.
Очень часто проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня квалификации работников.
В западноевропейской модели поощряется открытое деловое общение, что способствует сокращению «статусного разрыва» между руководством и работниками.
Еще одной положительной стороной западноевропейской модели можно назвать благоприятные условия труда. На многих предприятиях имеется возможность участия персонала в распределении прибыли фирмы.
В крупных западноевропейских компаниях уже достаточно давно прослеживается тенденция к централизации кадровых служб, которая выражается в освобождении руководителей от повседневных тактических кадровых решений. На смену «традиционным» коллективным методам решения кадровых проблем приходят индивидуальные подходы в работе с человеческими ресурсами.