Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление персоналом в школе

Особенности управления персоналом в образовательных организациях

Определение 1

Управление персоналом в школе - это целостная система и особый вид деятельности, обеспечивающий решение кадровых вопросов в образовательной организации

Главной целью управления персоналом является обеспечение организации (в данном случае школы) персоналом, его эффективное использование, профессиональное и личностное развитие.

Для того, чтобы достичь указанной цели, необходимо реализовать ряд целей второго уровня:

  • разработать стратегию управления персоналом, учитывающую изменения во внешней среде,
  • осуществлять прогнозирование и перспективное планирование потребности в персонале,
  • построить систему социального обеспечения и мотивации персонала.

В настоящее время российская система образования подвергается активной модернизации, в частности, происходит переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это порождает необходимость образовательным учреждением повышать качество воспитания и обучения школьников. Чтобы решить указанную задачу, необходимо построить эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Ключевая роль здесь отводится администрации школы и педагогическому персоналу.

Педагогический персонал образовательного учреждения включает:

  • учителей,
  • педагогов-психологов,
  • социальных педагогов,
  • классных руководителей,
  • воспитателей,
  • педагогов дополнительного образования,
  • администрацию школы,
  • других педагогических работников.

В связи со спецификой, присущей образовательной системе, необходимо сочетать как традиционные подходы к управлению персоналом, так и особенные подходы, объясняющиеся педагогическими функциями школы. Школа должна воспитывать, учить, что неизбежно влияет на характеристику её работников.

« Управление персоналом в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В кадровой работе руководитель образовательного учреждения должен принимать во внимание особенности педагогического труда, его влияние на поведение и сознание сотрудников.

Наука и практика управления школой занимается разработкой различных моделей управления образовательным учреждением. В настоящее время пересматриваются такие категории, как цель образования, функции и миссия школы. Ключевое место при этом отводится проблеме качества образования, причём главную задачу образовательного учреждения определяют как обеспечение условий, а не контроль качества. Контроль - это лишь один из инструментов управления качеством. Достижение высокого качества образования задается управленческими компетенциями администрации и методическим мастерством педагогов, качеством управления и другими показателями.

Модель управления педагогическим персоналом

Для того чтобы эффективно управлять педагогическим персоналом образовательного учреждения, нужно обеспечить педагогические условия, что невозможно без построения модели взаимодействия различных служб и специалистов внутри школы. Такая модель должна базироваться на оптимизационном, коммуникационно-идеологическом, системном, личностно-ориентированном подходе.

В модели управления педагогическим персоналом можно выделить три компонента:

  • организационно-содержательный компонент. Главная роль отводится цели как системообразующему фактору, который служит базисом для планирования деятельности и определяет организационную форму, основное содержание деятельности, объект управления, способы и средства реализации запланированных мероприятий, контроля и оценки результатов, критерии эффективности и направления корректировки педагогического процесса,
  • технологический компонент. Он задаёт форму, средства, методы и стиль управления, систему работы с кадрами, оптимальные условия для реализации качественного образовательного процесса, педагогические условия управления кадрами,
  • профессионально-кадровый компонент, определяющий специфические цели, которые конкретизируют общие цели применительно к руководителям и подчинённым, личностные и профессиональные потребности, самооценку притязаний и профессиональных качеств, выработку программы действий, повышение квалификации педагогов и управленцев.

Система управления персоналом в школе направлена на то, чтобы создать условия для выполнения государственного социального заказа, связанного с воспитанием выпускников образовательного учреждения. К выпускникам предъявляются определённые требования, касающиеся:

  • уровня образования,
  • нравственности,
  • способности самостоятельно принимать решения,
  • патриотизма,
  • чувства ответственности за социально-экономическое процветание и судьбу страны,
  • готовности к жизни в правовом государстве.

Управление кадровой политикой в школе

Основные сферы, охватываемые школьной кадровой политикой:

  • подбор, отбор и расстановка персонала,
  • обучение педагогических кадров,
  • информационная поддержка персонала,
  • стимулирование персонала,
  • формы и условия вовлечения педагогических кадров в управление школой.

Любые преобразования, осуществляемые в школе, зависят от самостоятельности, инициативы и профессиональной компетентности учителей. Сегодня к учителям предъявляют особые требования, связанные с тем, что выпускникам предстоит работать условиях инновационной экономики. От молодых людей требуется не воспроизводить известное, а создавать нечто принципиально новое. Поэтому особое внимание уделяется проектам, институту наставничества, укреплению связей в педагогическом сообществе. Целесообразным представляется распространение успешного опыта лучших педагогов. Каждый учитель-предметник, работающий в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов, должен продумывать стратегию и тактику преподавания своего предмета, выносить часть учебных материалов в информационное пространство, в том числе доступное в режиме онлайн. На эта ориентированы и требования к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, а также их образовательные потребности. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет возможности выбора педагогами методик воспитания и обучения, методов оценки знаний, развития культуры образовательной среды, использования форм образовательной деятельности. Всё это должно способствовать эффективному освоению обучающимися образовательной программы.

Дата написания статьи: 04.01.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot