Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История менеджмента

Современный менеджмент в том виде, в котором мы его сейчас видим, начал свое становление в конце XIX – начале XX вв., благодаря классическим научным школам, и прошел в своем развитии несколько эволюционных этапов.

Школа научного управления

Основоположник школы Ф. Тейлор. В рамках данной школы разработаны следующие положения:

  • обоснован принцип соответствия (Тейлор Ф.);
  • с научной точки зрения была осознана процедура подбора и подготовки кадров (Форд Г., Гилбрет Л., Ганнт Г.);
  • система заработной платы видоизменилась согласно с индивидуальной выработкой каждого сотрудника, а не с групповыми результатами труда (график Ганнта Г.);
  • в теоретическом уровне была предложена идея соблюдения гармонии интересов руководителей и подчиненных (Форд Г.);
  • подход к организации рабочего места на научной основе и др.

Научные основы управления в то время были применены на промышленных предприятиях США, Германии, Англии, Франции, Швеции. Однако общей теории на тот момент еще не сложилось. Были обоснованы лишь некоторые принципы и методы управления. Начали закладываться основы функций кадрового менеджмента.

Школа административного управления

Основоположник школы А. Файоль. Представителями школы было разработано и предложено:

  • сфера деятельности администрации предприятия разделена на 6 направлений (технологическая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская деятельности и администрирование), где администрирование – это непосредственное управление людьми (А. Файоль);
  • выделены основные функции управления – планирование, организация, распорядительство, координация и контроль – чуть позже «укомплектование штата» (Л. Гьюлик и Л. Урвик);
  • разработаны 14 принципов процесса управления (А. Файоль);
  • классическая теория бюрократии (М. Вебер).

Благодаря исследованиям ученых школы, теория управления была разделена на два направления: организация и управления непосредственно производственным процессом; изучение общих проблем управления, где главными проблемами являлись проблемы кадровой политики и управления персоналом.

«История менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Школа человеческой науки и науки о поведении

Деятельность этой школы стала поворотным моментом в истории менеджмента, когда впервые стала обозначаться значимость «человеческого фактора» в области менеджмента, влияющего на эффективность организации. В рамках деятельности данной школы было сделано:

  • разработаны и применены психологические методы отбора кадров (Мюнстенберг Г.);
  • изучены проблемы конфликтов и проблемы делегирования полномочий (Фоллет М. П.);
  • выявлена зависимость производительности труда от взаимоотношений между сотрудниками, человеческое внимания к персоналу со стороны руководства (Мэйо Э.);
  • сформулировано понятие «стиль руководства» и предложена первая классификация стилей – авторитарный, демократический, нейтральный (Левин К);
  • выявлен новый тип организации – партисипативная, основанная на участии работников в управлении (Лайкерт Р.);
  • изучена проблема лидерства (Мак-Грегор Д.);
  • предложена «теория незрелости», отражающая активизацию неформальных групп в организации как реакцию на поведение руководителей, злоупотребляющих авторитарными методами, считая своих подчиненных незрелыми личностями, нуждающимися в авторитарном руководстве (Арджирис К.).

Отдельным блоком можно выделить развитие мотивационных теорий этой школы. Такими теориями занимались: А. Маслоу (Пирамида потребностей), Д. Мак-Клеланд (Теория мотивационных потребностей), Фредерик Герцберг (Теория двух факторов – факторы мотивации и факторы контекста), С. Адамс (Теория справедливости) и др.

Подходы в менеджменте

Во второй половине ХХ в. как реакция на усиливающуюся непредсказуемость неопределенность внешней среды появляются самостоятельные подходы в менеджменте, необходимые организациям для перестройки управления.

Количественный подход тесно связан с применением математических моделей в управлении организациями, стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики. Благодаря этому упростился процесс принятия решений в проблемных ситуациях.

Процессный подход способствовал тому, что управление стало рассматриваться не как набор функций, а как целостный процесс непрерывных, взаимосвязанных действий по достижению цели. «Процессный подход к управлению организации стал важнейшей предпосылкой технологизации менеджмента.

Системный подход дал возможность рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Ради отклонения угроз и использования возможностей для развития системный подход облегчает наблюдения за развитием ситуаций во внутренней и внешней среде.

Ситуационный подход возник на основе необходимости для менеджеров быстро решать проблемы в конкретных ситуациях. Такое положение требует от менеджеров моментального ситуационного мышления. Ситуационный подход доказывает, что нет универсальных методов в управлении организацией. Каждая ситуация требует индивидуального подхода, соответствующих методов, форм и технологий. Умение менеджеров действовать по ситуации оказывает влияние на эффективность организации.

Развитие менеджмента обобщено в таблице (см. таблицу).

Таблица

Классификация школ менеджмента

Классификация школ менеджмента

В конце ХХ в.–начале XXI в экономически развитых странах появляется, так называемый, неоклассический менеджмент. Характерные черты неоклассического менеджмента: рассмотрение организации как открытой системы; признание ситуационного подхода как доминирующего в силу непредсказуемости внешней среды, развитие корпоративной культуры как мотивационного фактора для персонала, вовлечение персонала в управление организацией.

Вывод

Таким образом, менеджмент как молодая наука прошел в своем этапе классическое становление и в данное время трансформируется в неоклассический менеджмент, главной особенностью которого является гибкость, адаптивность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 01.12.2015
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot