Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление персоналом на предприятии общественного питания

Специфика управления персоналом в сфере общественного питания

Определение 1

Управление персоналом на предприятии общественного питания - это специализированная функция в организации, ориентированная на управление наемным трудом в сфере общественного питания.

Для любой организации важно управление персоналом, но в некоторых сферах роль персонала более значима, чем в других областях. Такими организациями являются предприятия общественного питания.

Вообще труд относится к основным факторам производства.

Определение 2

Под трудом понимают целесообразную деятельность людей.

По мере общественного экономического роста и развития инновационных процессов значимость человеческого фактора постоянно растет.

Работающих в организации сотрудников могут называть по-разному: кадры, персонал, штат, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы. Ряд исследователей считает, что эти термины могут использоваться как синонимы. Другие авторы указывают на некоторые различия, обусловленные подходами и принципами работы с персоналом.

Определение 3

Персонал предприятия общественного питания - это совокупность человеческих ресурсов, которыми обладает организация.

В состав персонала входят все наемные работники, а также работающие собственники и совладельцы. Именно персонал является одним из ключевых конкурентных преимуществ организаций, важнейшей составляющей конечного продукта, поэтому на предприятиях общественного питания уделяется такое внимание мастерству и сознательности сотрудников как основному фактору качества обслуживания.

Персонал предприятий общественного питания подразделяют на обслуживающий, производственный и административный:

«Управление персоналом на предприятии общественного питания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • к обслуживающему персоналу предприятия общественного питания относятся категории работников, непосредственно задействованных в обслуживании клиентов: администратор зала, бармен, бариста, официант, сомелье, кассир, буфетчик, продавец магазина (отдела) кулинарии и т.д.,
  • к производственному персоналу предприятия общественного питания относятся категории работников, занятых в производстве продукции предприятия: заведующий производством, шеф-повар, су-шеф, повара и т.д.,
  • к административному персоналу предприятия общественного питания относятся категории работников, занятых организационными и технологическими вопросами: директор (заведующий, менеджер, управляющий), менеджер по производству и т.д.

Управление персоналом на предприятиях общественного питания ориентировано на мотивацию сотрудников предоставлять клиентам качественное, удовлетворяющее их обслуживание. Для достижения этой цели требуются:

  • координация действий работников,
  • мотивация,
  • формирование корпоративной культуры, способствующей повышению лояльности потребителей.

Для российских предприятий общественного питания характерны требование высокого уровня обслуживания и предложение широкого спектра блюд со сложным приготовлением. При этом в сфере общепита проявляются следующие особенности управления человеческими ресурсами:

  • высокая текучесть кадров. Многие сотрудники рассматривают работу в сфере общественного питания как подработку, временную или сезонную работу,
  • низкий престиж профессии,
  • низкая заработная плата,
  • большая напряженность,
  • высокий уровень потребности в лояльных руководителях разного уровня. Сложность состоит в том, что что не хватает людей, желающих работать в заведении общественного питания достаточно длительное время, обучаться и развиваться в одной компании.

Можно указать ряд особенностей труда в компаниях, предоставляющих услуги общественного питания:

  • предъявляются особые требования к деловым и личным качествам сотрудников, в частности, нужны высокая стрессоустойчивость, желание угодить клиенту, создать ему хорошее настроение, внимательное отношение к посетителям,
  • сотрудники в зависимости от ситуации могут выполнять различную деятельность: работать на кассе, обслуживать клиентов в зале, убирать со столов,
  • линейные руководители должны заниматься не только административной работой, но и быть готовыми в любой момент исполнить обязанности рядового сотрудника, выступая при этом образцом для подражания.

Вышеперечисленные особенности порождают необходимость формирования на предприятии общественного питания особой системы мотивации для младшего персонала и линейных руководителей. Эта система должна включать не только материальные компоненты.

Развитие системы управления персоналом на предприятиях общественного питания

Анализ зарубежного опыта управления персоналом в заведениях индустрии питания позволяет выявить два ключевых аспекта развития системы управления персоналом, базирующихся на комплексном подходе к менеджменту.

Первым аспектом комплексного подхода выступает акцент на проведение активного обучения для сотрудников всех категорий. Больше всего внимания уделяется новым сотрудникам, проходящим адаптацию, обучение и формирование первичной лояльности. Крупные сети организуют собственные учебные центры, изготавливают материалы для обучения. Для сотрудников проводят семинары, мастер-классы, тренинги. Наиболее перспективным сотрудникам организуют специальные обучение, ориентированное на карьерный рост и получение управленческих должностей. Это способствует увеличению лояльности и мотивации, заинтересованности в работе.

Вторым аспектом является мотивация персонала. На российских предприятиях индустрии питания в системах мотивации используются следующие компоненты:

  • постоянное обучение и развитие сотрудников,
  • использование личного положительного примера руководителя,
  • постепенное наращивание сложности задач,
  • позитивное отношение к работникам с указанием на их лучшие качества,
  • соблюдение оптимального баланса между поддержанием хорошего эмоционального состояния работника и требовательностью к качеству работы,
  • работа в престижных холдингах (в том числе международных),
  • возможности карьерного роста,
  • ротация кадров для усиления интереса к работе,
  • корпоративные соревнования, вручение наград (например, «сотрудник месяца»),
  • проведение корпоративных мероприятий, ориентированных на командообразование.
Дата написания статьи: 26.03.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot