Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-психологические аспекты управления персоналом

Общая характеристика социально-психологических методов управления персоналом

Определение 1

Социально-психологические аспекты управления персоналом - это способы влияния на коллектив или отдельных работников для координации их деятельности в процессе функционирования организации, основанные на использовании социальных механизмов управления (система взаимоотношений, социальных потребностей).

Исследователи выделяют три группы аспектов управления работниками:

  • административные,
  • экономические,
  • социально-психологические.

Хотя социально-психологические аспекты по механизму воздействия на сотрудников являются косвенными, в некоторых случаях по силе управленческого воздействия они не уступают административным и экономическим. Специфика социально-психологических аспектов состоит в том, что преимущественно используются неформальные объекты воздействия: интересы личности, группы или коллектива в целом.

Ряд ученых отмечает, что социальное управление, представляющее собой совокупность знаний, приемов и методов, ориентировано на то, чтобы вычленить социальные аспекты во всех процессах, происходящих с объектами управления, и решить социальные проблемы.

Не вызывает сомнений, что результаты функционирования любой организации в значительной степени зависят от профессионализма работы сотрудников и их комфортного ощущения в коллективе и на рабочем месте.

Достижение результатов организация зависит от выполнения двух условий:

  • наличия специалистов, способных решать поставленные перед ними задачи,
  • грамотного руководства сотрудниками.

Чтобы построить нормальную работу организации, руководство постоянно должно заниматься решением трех ключевых задач:

  • выбирать сферу деятельности,
  • подбирать сотрудников, обладающих нужной квалификацией и личностными качествами,
  • организовывать их максимально результативную работу.

Реализуя социально-психологические методы, руководители могут выполнять следующие действия:

«Социально-психологические аспекты управления персоналом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • проводить в коллективе социальный анализ сотрудников,
  • осуществлять социальное планирование,
  • создавать творческую атмосферу,
  • привлекать работников к управлению,
  • стимулировать социальное развитие коллектива,
  • удовлетворять культурные и духовные потребности работников,
  • формировать группы, коллективы, команды,
  • создавать нормальный психологический климат,
  • устанавливать социальные нормы поведения,
  • стимулировать у работников ответственность и инициативу,
  • устанавливать моральные поощрения и санкции.

Поскольку руководитель стремится управлять поведением и действиями других людей, он должен принимать во внимание их образ мышления, предсказывать реакцию на свои поступки.

Люди чувствуют себя ущемленными, если в ходе постановки задач не видят собственную выгоду, которую им может принести решение этих задач. Важную роль играют такие факторы личного порядка, как:

  • стремление улучшить служебное положение,
  • желание увеличить свой доход,
  • опасение, что что перемены могут привести к личным убыткам или потере работы,
  • негативное отношение к изменениям, если они приводят к формированию привилегированных структур,
  • страх перед принятием неправильного решения,
  • нежелание проявлять инициативу и брать ответственность на себя,
  • прошлые обиды,
  • привычка оценивать перспективы на основе личного опыта из-за отсутствия достаточных знаний и объективных данных.

Характеризуя цели управления персоналом, часто выделяют два понятия эффективности:

  • экономическая эффективность,
  • социальная и персональная эффективность.

Экономическая эффективность в контексте управления персоналом представляет собой достижение целей организации с минимальными затратами на работников.

Под социальной эффективностью понимают удовлетворение потребностей и интересов сотрудников (содержание труда, его оплата, возможность самореализации, удовлетворение от общения с коллегами).

Мотивация и стимулирование персонала как важные элементы социально-психологического управления

Невозможно представить эффективную систему управления человеческими ресурсами, не включающую модель мотивации. Именно мотивация побуждает коллектив в целом и конкретных индивидов достигать целей.

Определение 2

Мотивация представляет собой процесс стимулирования группы или человека для активизации деятельности в рамках организации.

Современные мотивационные теории базируются на результатах психологических исследований. Они делают акцент на выявление состава человеческих потребностей.

Определение 3

Под потребностью понимают осознание человеком недостатка чего-то, порождающее побуждение к действиям.

Удовлетворение потребностей происходит через механизм вознаграждения. Различают два типа вознаграждений:

  • внешнее вознаграждение, которое предоставляется организацией, например, в форме зарплаты и прочих выплат, оплаты питания, добровольного медицинского страхования, продвижения по службе,
  • внутреннее вознаграждение, которое человек получает непосредственно от самой работы, например, в виде чувства удовлетворения от достижения цели, чувства собственной значимости.

Одним из главных резервов повышения эффективности управленческой деятельности является разработка системы мотиваторов, учитывающей специфику коллектива и сферы деятельности.

Позитивный подход к мотивации проектной команды включает:

  • определение набора индивидуальных факторов мотивации, максимально влияющего на поведение сотрудника;
  • создание положительного климата в команде;
  • предоставление возможности полной реализации сил, раскрытия творческого потенциала, профессионального роста каждого;
  • ясное определение целей в работе;
  • четкие критерии для определения успеха;
  • вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;
  • одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении, зависящие от профессионализма сотрудников, результатов их деятельности, компетенции, опыта;
  • условия для удовлетворения потребностей в контактах.
Дата написания статьи: 26.03.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot