Общая характеристика социально-психологических методов управления персоналом
Социально-психологические аспекты управления персоналом - это способы влияния на коллектив или отдельных работников для координации их деятельности в процессе функционирования организации, основанные на использовании социальных механизмов управления (система взаимоотношений, социальных потребностей).
Исследователи выделяют три группы аспектов управления работниками:
- административные,
- экономические,
- социально-психологические.
Хотя социально-психологические аспекты по механизму воздействия на сотрудников являются косвенными, в некоторых случаях по силе управленческого воздействия они не уступают административным и экономическим. Специфика социально-психологических аспектов состоит в том, что преимущественно используются неформальные объекты воздействия: интересы личности, группы или коллектива в целом.
Ряд ученых отмечает, что социальное управление, представляющее собой совокупность знаний, приемов и методов, ориентировано на то, чтобы вычленить социальные аспекты во всех процессах, происходящих с объектами управления, и решить социальные проблемы.
Не вызывает сомнений, что результаты функционирования любой организации в значительной степени зависят от профессионализма работы сотрудников и их комфортного ощущения в коллективе и на рабочем месте.
Достижение результатов организация зависит от выполнения двух условий:
- наличия специалистов, способных решать поставленные перед ними задачи,
- грамотного руководства сотрудниками.
Чтобы построить нормальную работу организации, руководство постоянно должно заниматься решением трех ключевых задач:
- выбирать сферу деятельности,
- подбирать сотрудников, обладающих нужной квалификацией и личностными качествами,
- организовывать их максимально результативную работу.
Реализуя социально-психологические методы, руководители могут выполнять следующие действия:
- проводить в коллективе социальный анализ сотрудников,
- осуществлять социальное планирование,
- создавать творческую атмосферу,
- привлекать работников к управлению,
- стимулировать социальное развитие коллектива,
- удовлетворять культурные и духовные потребности работников,
- формировать группы, коллективы, команды,
- создавать нормальный психологический климат,
- устанавливать социальные нормы поведения,
- стимулировать у работников ответственность и инициативу,
- устанавливать моральные поощрения и санкции.
Поскольку руководитель стремится управлять поведением и действиями других людей, он должен принимать во внимание их образ мышления, предсказывать реакцию на свои поступки.
Люди чувствуют себя ущемленными, если в ходе постановки задач не видят собственную выгоду, которую им может принести решение этих задач. Важную роль играют такие факторы личного порядка, как:
- стремление улучшить служебное положение,
- желание увеличить свой доход,
- опасение, что что перемены могут привести к личным убыткам или потере работы,
- негативное отношение к изменениям, если они приводят к формированию привилегированных структур,
- страх перед принятием неправильного решения,
- нежелание проявлять инициативу и брать ответственность на себя,
- прошлые обиды,
- привычка оценивать перспективы на основе личного опыта из-за отсутствия достаточных знаний и объективных данных.
Характеризуя цели управления персоналом, часто выделяют два понятия эффективности:
- экономическая эффективность,
- социальная и персональная эффективность.
Экономическая эффективность в контексте управления персоналом представляет собой достижение целей организации с минимальными затратами на работников.
Под социальной эффективностью понимают удовлетворение потребностей и интересов сотрудников (содержание труда, его оплата, возможность самореализации, удовлетворение от общения с коллегами).
Мотивация и стимулирование персонала как важные элементы социально-психологического управления
Невозможно представить эффективную систему управления человеческими ресурсами, не включающую модель мотивации. Именно мотивация побуждает коллектив в целом и конкретных индивидов достигать целей.
Мотивация представляет собой процесс стимулирования группы или человека для активизации деятельности в рамках организации.
Современные мотивационные теории базируются на результатах психологических исследований. Они делают акцент на выявление состава человеческих потребностей.
Под потребностью понимают осознание человеком недостатка чего-то, порождающее побуждение к действиям.
Удовлетворение потребностей происходит через механизм вознаграждения. Различают два типа вознаграждений:
- внешнее вознаграждение, которое предоставляется организацией, например, в форме зарплаты и прочих выплат, оплаты питания, добровольного медицинского страхования, продвижения по службе,
- внутреннее вознаграждение, которое человек получает непосредственно от самой работы, например, в виде чувства удовлетворения от достижения цели, чувства собственной значимости.
Одним из главных резервов повышения эффективности управленческой деятельности является разработка системы мотиваторов, учитывающей специфику коллектива и сферы деятельности.
Позитивный подход к мотивации проектной команды включает:
- определение набора индивидуальных факторов мотивации, максимально влияющего на поведение сотрудника;
- создание положительного климата в команде;
- предоставление возможности полной реализации сил, раскрытия творческого потенциала, профессионального роста каждого;
- ясное определение целей в работе;
- четкие критерии для определения успеха;
- вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;
- одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении, зависящие от профессионализма сотрудников, результатов их деятельности, компетенции, опыта;
- условия для удовлетворения потребностей в контактах.