Технология геймификации
Роль геймификации в управлении персоналом - это использование игровых элементов и механик в менеджменте.
Современные социологи отмечают общую тенденцию к геймификации всего общества. В качестве основных причин этого явления отмечают:
- глубокий инфантилизм, нежелание взрослеть,
- стремление уйти в придуманный мир от грубой реальности.
Еще одним объяснением является желание разнообразить рутину каждодневных дел, добавить в жизнь азарт и адреналин. Люди ищут способы раскрасить свою жизнь - в частности, за счет внедрения в нее элементов игры.
Под геймификацией понимают применение технологий, практик и элементов игр к разным сферам жизнедеятельности.
Начало геймификации в управлении персоналом датируется 2000-ми годами. Коммерческие компании начали достаточно бессистемно вводить элементы геймификации для того, чтобы совершенствовать бизнес-процессы и улучшить результаты деятельности. Со временем российская действительность перенимала все большее количество западных технологий и практик, что способствовало популяризация введения игровых элементов в деятельность фирм.
Геймификация в управлении персоналом проявилась в разных направлениях этой сферы, а именно, в:
- подборе персонала,
- адаптации персонала,
- оценочных процедурах,
- обучении персонала,
- управлении организационной эффективностью.
Много элементов геймификации используется в процессе рекрутинга. В частности, кандидатам предлагают пройти разнообразные тесты, представить себя в какой-то роли в рамках бизнес-кейсов. Результаты служат основанием для оценки потенциала и мотивации кандидата, его способности к принятию решений в различных ситуациях, пригодности для работы на предлагаемой вакансии. Уже на этапе скрининга кандидатур ряд компаний предлагает пройти отборочное тестирование в формате онлайн-игры. Призом служат трудоустройство.
В качестве примера геймификации в сфере повышения организационной эффективности можно привести разные виды командообразующих игр (тимбилдинг). Это чистое проявление метода геймификации в управлении персоналом: сотрудники организации в неформальной обстановке выполняют деловые или игровые задания. Проведение подобных мероприятий служит для сплочения коллектива, раскрытия потенциала и талантов. Этот метод признан мощным средством повышения мотивации и лояльности.
Применение технологии геймификации в управлении персоналом
Любая организация может быть рассмотрена как совокупность людей, работающих на достижение общих задач. Для повышения производительности труда необходимо реализовать программы стимулирования и мотивации, включающие различные инструменты. Одним из наиболее эффективных инструментов признана геймификация.
Вообще мотивация является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих выполнение задач организации. В теории менеджмента разработано большое количество способов и методов мотивации сотрудников. Все их можно разделить на две категории:
- материальная мотивация,
- нематериальная мотивация.
Каждая разновидность мотивации важна для достижения цели, а максимальный эффект достигается при их совместном использовании. Однако до сих пор многие руководители пользуются только материальной мотивацией, упуская из вида нематериальный аспект.
Кадровые эксперты и психологи указывают, что в современном мире все большее значение имеют нематериальные механизмы поощрения. Возрастает ценность для персонала свободы, возможности самореализации и творчества в процессе выполнение рабочих задач, а также психологический климат в коллективе.
Достоинство геймификации, определяющее ее эффективность, связано с тем, что увлеченные игровым процессом работники могут решать задачи предприятия, не обращая внимание на затрачиваемые усилия. Работник нацеливается на результат, искренне и в полной мере желает достичь успеха.
Внедрение элементов игровых процессов состоит в том, что в рабочую деятельность переносятся следующие компоненты:
- игровая динамика, в рамках которой игрок достигает цели при следовании определенному сценарию,
- игровая механика, предусматривающая применение атрибутики, отражающей игровой процесс. Например, могут использоваться виртуальные деньги, награды, призовые очки, рейтинговые таблицы,
- игровая эстетика - тематический фон, задающий эмоциональное поле игры, способствующий поддержанию интереса.
Для игры важна обратная связь от пользователя. Отклик позволяет проанализировать и своевременно внести изменения в поведение игрока.
Геймификация предполагает, что разрабатывается некая легенда, поддерживающая вовлеченность игрока в протекающие процессы, указывающая пути решения задач. Для того, чтобы удерживать интерес на протяжении длительного времени, необходимо плавно усложнять легенду, модифицировать задачи пользователя.
Геймификация является взаимовыгодным инструментом:
- работнику игра позволяет удовлетворить разнообразные потребности, например, потребность в признании, в достижениях, в получении новой информации, в развлечении,
- для организаций это недорогой инструмент нематериальной мотивации.
Геймификация позволяет достаточно легко, без принуждения решить следующие задачи:
- повысить общий уровень производительности труда,
- выявить лидеров в той или иной области,
- определить вектор развития каждого конкретного сотрудника и команды в целом, и стимулировать их развиваться в этом направлении,
- обеспечить всех сотрудников оперативной обратной связью по результатам деятельности,
- улучшить качество коммуникаций в команде,
- снизить количество конфликтов,
- объединить сотрудников общей идеей, вовлечь в командную работу,
- привить сотрудникам ценности компании, сформировать понимание HR-бренда на уровне уже работающих сотрудников.
Итак, основными преимуществами геймификации являются вовлеченность, эксперимент, результат. Геймификация — это способ разработать системы, которые будут мотивировать сотрудников.