Понятие кадровой стратегии
Разработка кадровой стратегии – это процесс, связанный с определением приоритетных действий для формирования высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива с учетом стратегических задач и ресурсных возможностей организации.
Любая организация, ориентированная на успешное функционирование и развитие, должно планировать свою деятельность на перспективу, а не только на ближайшее время. Огромная роль в этом планировании отводится кадровой стратегии. Ключевые черты кадровой стратегии:
- долгосрочный характер. Так, к примеру, много времени требуется на то, чтобы сформировать систему управления персоналом и систему мотивации, задать психологические установки;
- связь с общей стратегией предприятия. Если меняется стратегия организации, должна быть скорректирована и кадровая политика, в частности, численность и структура персонала, его квалификация, компетенции, стиль управления.
Основными элементами кадровой стратегии являются:
- цель,
- кадровая политика,
- инструментарий.
Кадровая политика – это направление деятельности, связанной с управлением персоналом, включающее в себя совокупность правил, принципов и методов, используемых для реализации мероприятий в сфере кадрового менеджмента.
Кадровая политика представляет собой феномен, присущий всем организациям без исключения, если в них работают люди. Даже если она не оформлена в виде документа, это не значит, что она отсутствует. Ведь при найме персонала, оценке и стимулировании работников, организация в лице уполномоченных лиц руководствуется теми или иными принципами, которые по сути и выступают кадровой политикой.
Кадровая стратегия включает ряд направлений – функциональных стратегий:
- методы и формы регулирования трудовых отношений между работниками и организацией,
- охрана и условия труда, техника безопасности,
- методы разрешения конфликтов производственного и социального характера,
- принципы и нормы этических взаимоотношений, деловая этика,
- политика занятости, в том числе анализ трудового рынка, система найма и использования работников, режимы труда и отдыха,
- профориентация персонала,
- адаптация сотрудников,
- наращивание кадрового потенциала, оптимизация его использования,
- совершенствование методов планирования и прогнозирования потребностей в персонале,
- разработка профессионально-квалификационных требований к сотрудникам в соответствии с выполняемыми работами (по рабочим местам и должностям),
- формы и методы отбора, аттестации и деловой оценки,
- концепция развития сотрудников,
- управление трудовой мотивацией,
- формы и системы оплаты труда, материальное и нематериальное стимулирование,
- информационное обеспечение кадровой работы,
- решение правовых вопросов социально-трудовых отношений.
Процесс разработки кадровой стратегии
Разработка и реализация кадровой стратегии – это непрерывные процессы, что находит отражение во взаимосвязи с решением задач стратегического характера. Конкретное воплощение кадровая стратегия находит в стратегическом плане, содержащем задачи и мероприятия по их решению, сроки исполнения, ответственных лиц в разрезе поставленных задач, требования к ресурсам.
Кадровая стратегия должна быть ориентирована на:
- усиление возможностей предприятия в конкурентном противостоянии на трудовом рынке,
- максимально эффективное использование сильных и слабых сторон организации,
- увеличение конкурентных преимуществ за счет формирования условий продуктивного использования и совершенствования трудового потенциала, повышения компетентности и квалификации персонала,
- раскрытие инновационных и творческих способностей сотрудников.
Процесс разработки кадровой стратегии должен учитывать влияние пяти основных факторов:
- экономического,
- социального,
- политического,
- правового,
- фактора внешней среды.
Каждый фактор подлежит тщательному анализу и отражению в итоговом документе. Разработка кадровой стратегии базируется на глубоком исследовании различных факторов внешней и внутренней среды. По его результатам представляется общая концепция развития организации и персонала в соответствии с конкретными задачами.
Возможности успешного функционирования предприятия определяются его слабыми и сильными сторонами, а также возможностями и угрозами. Поэтому, разрабатывая кадровую стратегию, важно определить сильные и слабые стороны каждого направления управления персоналом и менеджмента организации в общем. Для этого можно использовать методы стратегического менеджмента:
- SWOT-анализ,
- матрица угроз и возможностей,
- профиль среды.
Проведение SWOT-анализа предусматривает выявление слабых и сильных сторон организации в контексте управления персоналом, а также имеющихся возможностей и угроз, которые желательно избегать. Кроме прочего, благодаря выявлению сильных и слабых сторон отражается самооценка организации.
Оценка функций управления персоналом и отдельными характеристиками позволяет составить конкурентный профиль предприятия. Для проведения оценки функций управления используют экспертный метод, а отдельных показателей – метод сравнительного анализа.
При разработке кадровой стратегии на основе анализа внутренней и внешней среды должны учитываться следующие важные факторы:
- структура управления коллективом в разрезе квалификации, профессии, категории, возраста и т. д.,
- оптимизация численности персонала с учетом ее динамики,
- эффективность затрат на персонал, включая оплату труда, расходы на обучение, вознаграждение,
- развитие персонала, в том числе адаптация, служебное продвижение, обучение,
- меры социального страхования, социальной защиты, гарантии, бытовое и социально-культурное обеспечение, социальные компенсации,
- система управления коллективом,
- развитие организационной культуры, выражающейся через нормы, традиции, правила поведения и т. д.