Групповая оценка личности
Методы групповой оценки персонала - это совокупность инструментов, основанных на вынесении оценок поведения и качеств человека знакомыми с ним людьми, в частности, коллегами по совместной деятельности.
Групповая оценка личности является одним из методов экспертной оценки, поэтому людей, выносящих суждения, называют экспертами. Здесь важно уточнить, что эксперты не обязательно должны быть специалистами в области психологии или управления персоналом. Это могут быть любые знакомые, у которых сформировалось обоснованное суждение. Поэтому методы групповой оценки личности могут использоваться только в рамках исследований, проводимых в учебных, производственных, научных и спортивных коллективах при аттестации, подборе и расстановке кадров. Необходимо делать поправку на субъективизм.
Психологическая основа всех субъективных оценок - это представление в сознании человека об оцениваем объекте. В случае с оценкой личности речь идет о представлениях разных людей друг о друге, которые складываются в процессе взаимодействия и общения. Поэтому исследователи при использовании групповой оценки личности сталкиваются с проблемой адекватности сформированного образа и отражаемого объекта. Эта проблема вообще является общепсихологической, но в контексте групповой оценки личности приобретает специфику. На адекватность представлений как проявление истинности оценки влияют следующие факторы:
- познавательные способности экспертов,
- способность оцениваемого проявить свои свойства,
- ситуации взаимопознания и взаимодействия субъекта с объектом.
Первое условие порождает проблему выбора экспертов. Отбирая оценщиков, нужно принимать во внимание как формальную, так и неформальную систему связей. Например, проводя оценку в трудовом коллективе, рекомендуется привлекать по три человека с каждого смежного оцениваемому сотруднику иерархического уровня: вышестоящие, находящиеся на том же уровне, подчиненные.
Второй и третий факторы адекватности подлежат индивидуальному рассмотрению и зависят от конкретных условий оценки.
Социально-психологическая сущность метода групповой оценки заключается в том, что групповая оценка представляет собой статистическую совокупность индивидуальных представлений. По сути, эта совокупность выражает общественное мнение об оцениваем человеке. В такой интерпретации групповую оценку можно определить как отражение общественного мнения.
Следующей проблемой, с которой сталкиваются исследователи при использовании групповой оценки личности, является выбор перечня оцениваемых качеств. Наиболее распространенная и проработанная система свойств:
- качества, являющиеся выражением отношение к работе: творческий подход, внимательность, трудолюбие,
- качества, отражающие общий стиль деятельности и поведения: самостоятельность, исполнительность, энергичность, верность слову, авторитетность,
- знания: специальные профессиональные знания, общая культура, осведомленность о функционировании организации,
- качества ума: сообразительность, прозорливость, гибкость, оригинальность, аналитичность,
- организаторские навыки: руководство, создание трудовой атмосферы, убеждение, понимание людей,
- качества, отражающие отношение к людям: беспристрастность, честность, общительность, доброжелательность, воспитанность, справедливость,
- качества, отражающие отношение к себе: скромность, требовательность, уверенность в себе, самолюбие.
Метод «360 градусов»
Метод «360 градусов» в рамках оценки персонала позволяет определить степень соответствия сотрудника занимаемой должности на основе опроса руководителей, коллег и подчиненных. К дополнительной оценке могут привлекаться клиенты или подрядчики. По итогам опроса формируется относительно объективная картина компетенции работника.
Метод «360 градусов» может использоваться в следующих случаях:
- чтобы понять, кто готов к повышению. Особенно это актуально для больших компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть. В таких организациях отдел управления персоналом не может непосредственно отследить прогресс каждого работника. Применение метода «360 градусов» помогает быстро выявить заслуживших повышение работников,
- чтобы спланировать обучение. Оценка «360 градусов» позволяет определить, кому и каких знаний не хватает для эффективной работы,
- чтобы оценить управленческие качества руководства. Оценка позволяет получить достоверные данные о мнении подчиненных о своем непосредственном начальнике. Здесь важно соблюдать анонимность при проведении анкетирования,
- чтобы сформировать обратную связь. Оценка со всех сторон позволяет получить не только личное мнение руководителя, но и информацию от других участников исследования,
- чтобы оценить Soft skills - набор качеств, позволяющих взаимодействовать с окружающими.
Чаще всего применяется однополюсная интервальная шкала с пятью баллами. Минимальная выраженность признака (свойства) оценивается в 0 (1) баллов, максимальная – в 4 (5) баллов.
В анкету включают вопросы-дубли, чтобы выявить неискренность. Второй вопрос дублирует первый, но сформулирован иначе. Если на один и тот же вопрос будут даны разные ответы — исследователь сразу это заметит. Такие вопросы-дубли не стоит размещать в анкете рядом.
Стоит избегать сложных и неоднозначных формулировок. Так у сотрудников не возникнет вопросов, что имелось в виду, и они смогут ответить искренне. Желательно добавить вариант ответа «затрудняюсь оценить» или «не знаю».
Недостатки метода «360 градусов»:
- может привести к неприятным последствиям при нарушении принципа анонимности. В частности, могут ухудшиться отношения между сотрудниками, возникнуть внутренние конфликты: «Ах, ты вот что про меня сказал? Ладно, попроси меня в следующий раз помочь с отчетом…».
- серьезные затраты времени на информирование участников, а после проведения оценки — на обработку данных и анализ результатов.