Представление о менеджменте персонала
Менеджмент персонала развивался одновременно с теорией труда. Менеджмент персонала появился с феноменом наемного труда. Ремесленные производства стали основой производственных предприятий. Владелец развивал предприятие и нанимал персонал. Сотрудникам требовалось управление, координация и контроль. Формулирование общей цели и задач, стремление к максимизации прибыли предприятия и самообогащению привели сотрудника в коллектив, а любому коллективу требуется управляющий. Изначально, менеджмент персонала был частью традиционного классического менеджмента.
Изменения в научно – техническом мире привели к образованию частных предприятий, заводов и мануфактур. Таким образом, из классического менеджмента выделилось управление персоналом. Возникли кадровые служащие и управляющие. Появилось понятие коллективного труда и управления. Постепенно, возникли профсоюзы, защищающие права трудящихся людей.
Вторая мировая война также внесла коррективы в кадровый менеджмент. Исчезло понятие тяжелого и легкого профессионального труда. Изменились подходы к управлению. Менеджмент персонала стал более жестким, требовательным. Производство диктовало свои условия, бытовые нужды работников практически не учитывались. Послевоенные годы, стимулировали права сотрудников и руководителей. Тяжелые условия закалили сотрудников и руководителей, определяя правила игры. Менеджмент персонала стал приобретать очертания современного, приближаться к традиционному. Работники вновь заявили о своих правах, а менеджеры определили требования.
На современном этапе развития, менеджмент персонала существенно изменился. Предпосылки к данному развитию были стимулированы социально – экономической системой. В основе кадрового менеджмента встал работник с его личностными особенностями. Менеджер стал управлять не группой людей, а индивидом в группе. Рассмотрим практический пример.
Руководитель владеет рекламным предприятием. В его подчинении всего пять сотрудников. Трое из них отвечают за прямые продажи. Для того, чтобы эффективно управлять коллективом, руководителю необходимо выявить скрытого лидера и наладить с ним коммуникацию. Если это удается своевременно сделать, то управление будет эффективным.
Особенности современного кадрового менеджмента
- Применение принципа раздельного управления коллектива
- Ориентация на потребительский спрос
- Общая направленность интересов на достижения целей предприятия
- Выявление лидеров и делегирование полномочий
- Принципы кадрового менеджмента:
- Использование кадрового потенциала каждого сотрудника
- Использования инструментов планирования и управления
- Формирование подходящего коллектива
- Управление качеством рабочего процесса
- Формирование программ профессиональной переподготовки и повышения кварификации
- Проведение аттестации сотрудников предприятия
- Использование мотивирующих инструментов
Элементы кадрового менеджмента
- Поиск сотрудников для предприятия
- Первичная адаптация сотрудников в коллективе
- Текущая работа с коллективом
- Оперативная работа с коллективом в случае непредвиденных ситуации
- Проведение обучения и тренингов
- Оперативная оценка качества персонала
- Мотивация
- Формирование эффективных связей между сотрудниками
- Создание и внедрение эффективной системы оплаты труда
- Разработка стратегии кадрового менеджмента
В настоящее время персонал – один из наиболее ценных ресурсов предприятия. Менеджер должен рассматривать персонал как потенциал предприятия. Каждый сотрудник обладает определенной ценностью, поскольку содержит в себе скрытые резервы. Эффективное управление сотрудниками позволит менеджеру развивать предприятие. Для сотрудника предприятие предоставляет возможность реализовать себя, продемонстрировать свои преимущества, свойства личности.