Общая характеристика деструктивной мотивации
Диагностика деструктивной мотивации персонала – это процесс выявления специфики механизмов побуждения сотрудников к определенным действиям или бездействию путем активизации внешних и внутриличностных факторов, оказывающих негативное влияние на функционирование организации.
Деструктивную мотивацию некорректно было бы рассматривать как что-то патологическое или ненормальное. Она является неотъемлемой частью, оборотной стороной всего мотивационного процесса. Большинство трудностей и неудач мотивационной работы связано именно с деструктивной мотивацией.
Мотивация – это залог успеха управления как на уровне отдельных организаций, так и на уровне государств, мировой экономики. По опыту стран, которым удалось совершить в своем развитии стремительный рывок, четко прослеживается роль высокой мотивации производительного (в том числе научного и управленческого) труда. В то же время странам, выбравшим за основу развития технократический подход, но упускающим из фокуса внимания интересы людей, не удалось настолько продвинуться.
Мотивация связана с внутренними, психическими детерминантами человеческой активности. Их невозможно четко измерить. Кроме того, неоднозначность толкования базовых для теории мотивации понятий разными учеными связана с наличием разных подходов:
- экономического,
- социологического,
- психологического.
Мотивация представляет собой результат сложного взаимодействия между внутренним миром человека (в первую очередь, его потребностями, ценностями, самооценкой и мыслительной деятельностью) и средой, ситуацией, поставляющей стимулы, определяющей специфику их восприятия и проявления активности.
В понятии мотивации можно выделить два аспекта:
- объективный, который служит отражением влияния среды и внешнего мира на человека;
- субъективный, который связан с особенностями реагирования и восприятия, с потребностями, убеждениями, ценностями, сознанием, самооценкой.
На этих двух аспектах строится понятие мотивирования – побуждения человека к совершению определенных действий на основе применения внешних и внутриличностных факторов. Но ни одна система мотивации, сколь современной и продуманной бы она ни была, не будет работать до тех пор, пока в организации не будут выявлены и устранены факторы деструктивной мотивации.
Под деструктивной мотивацией понимают любую мотивацию, которая препятствует достижению целей и задач организации.
Таким образом, всю мотивацию можно разделить на две категории:
- конструктивную - полезную для организации,
- деструктивную – наносящую организации вред.
Механизмы конструктивной и деструктивной мотивации не отличаются между собой, поскольку сами эти оценки относительны. То, что вредно для организации, может быть полезным для сотрудников (или даже – в чуть других условиях – для самой организации). Поведение сотрудника всегда определяется одними и теми же психическими элементами:
- потребностями,
- ценностями,
- целями,
- установками и т. д.
Однако их содержание и направленность отличаются. Поэтому механизмы мотивации едины по устройству, но имеют разные (иногда – прямо противоположные) последствия с точки зрения организации.
Виды деструктивной мотивации
Различают два основных вида деструктивной мотивации:
- демотивация,
- микрополитическая мотивация.
Демотивация – это в определенном смысле «недоразвитая мотивация». Она основывается на мотивах, несовместимых с позитивной мотивацией. Однако эти мотивы еще не дозрели до статуса ведущих, еще не определяют поведение сотрудника, но уже тормозят конструктивное поведение, препятствуют ему. Речь идет о том, что лишенные позитивной основы внутренние побуждения ослабляют конструктивные мотивы, оказывают негативное влияние на реальные поступки работника.
Демотивация может проявляться по-разному. Основные причины, порождающие демотивацию:
- слабая привлекательность стимулов;
- неполучение стимулов на протяжении длительного времени или получение их в недостаточном объеме. Особенно сильно влияют невыполненные работодателем обещания;
- неуверенность в том, что удастся получить стимул (после оценки ситуационных условий или собственных способностей);
- переоценка в сторону увеличения затрат или издержек, нужных для получения стимулов, и их сопоставление с привлекательностью стимулов;
- чувство несправедливости в части компенсации трудовых усилий;
- усиление антагонистических мотивов;
- появление новых мотивов, несовместимых с положительными с позиции работодателя мотивами. Они могут быть связаны, например, с ситуацией в семье работника.
Все демотивирующие факторы можно разделить на несколько групп:
- системы стимулирования и внешние стимулы, которые не отвечают ключевым потребностям работников и стратегии организации. Достаточно распространена ситуация, когда система стимулирования оказывает совершенно не то влияние, которое было задумано. Например, она может побуждать к достижению краткосрочного успеха в ущерб достижению стратегических целей;
- стимулы, которые применяются способами, снижающими позитивное мотивационное воздействие;
- факторы производственной среды, действующие стихийно;
- условия, организация и содержание труда, которые не отвечают трудовому договору и трудовому законодательству. Чаще всего речь идет о таких факторах, которые сами по себе не повышают мотивацию, но их ухудшение приводит к снижению мотивации;
- ситуационные факторы внепроизводственного характера;
- состояния или личные качества, которые снижают восприимчивость работника к стимулам, нейтрализуют действие конструктивных мотивов. Особую группу составляют завышенные индивидуальные требования и ожидания.
При проведении мотивационной политики важно не только продумать меры стимулирования, но и диагностировать демотивационные факторы, способные снизить эффективность запланированных мероприятий или даже привести к получению негативного результата от их реализации.