Классификация делового общения в туризме
Деловое общение в туриндустрии классифицируется по следующим критериям:
- официальная регламентация,
- пространство-время,
- наличие прямого контакта,
- использование неречевых средств,
- форма речи.
По критерию официальной регламентации деловое общение подразделяется на:
- официальное - определяется социальным и служебным статусом людей,
- неофициальное - определяется личностными статусами и целями.
Критерий пространство-время характеризует:
- прямое или контактное общение при непосредственном контакте,
- косвенное или дистантное общение, когда между людьми существует пространственная и временная дистанция.
Деловое общение по наличию контакта бывает:
- непосредственное - лицом к лицу,
- опосредованное - общение через средства массовой коммуникации (реклама, наглядная информация, меню в ресторане).
По использованию неречевых средств общение подразделятся на:
- устное,
- письменное.
По форме речи деловое общение бывает:
- монологическое,
- диалогическое.
Разновидности делового общения
Различная классификация видов общения связана с взаимопроникновением многих видов общения.
Например, все перечисленные виды делового общения могут быть вербальными или невербальными, формальными или неформальными.
Вербальное общение - это общение, которое осуществляется при помощи устной речи, достоинства этого вида коммуникации в быстроте, спонтанности, возможности использования с невербальными сигналами.
Невербальное общение осуществляется при помощи жестов, мимики, интонации, взглядов, поз, территориального расположения. Его чаще всего используют для:
- установления эмоционального контакта с собеседником,
- получения информации об отношении к другому человеку,
- поддержания собеседника в процессе беседы,
- определения у партнера степени владения собой.
Формальное общение определяется социальными статусами партнеров, и люди общаются не как личности, а как носители конкретных функций. Такое общение позволяет упорядочить и ограничить информационные потоки, регламентировать их, отразив иерархическую структуру управления.
Неформальное общение - это все социальные контакты между личностями, которые являются отражением человеческой потребности в общении.
Содержание и цели делового общения в туриндустрии
Деловое общение является формой взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности в сфере туризма и гостеприимства, которое служит для установления нормальной морально-психологической атмосферы трудовой деятельности и партнерских отношений между подчиненными и руководителями, между коллегами, создает условия для эффективного сотрудничества людей в достижении значимых целей, способствуя достижения успеха общего дела.
Содержание делового общения - это совместная социально-значимая деятельность людей в области туризма, которая предполагает согласованность действий, принятие и понимание каждым участником деятельности ее целей, задач, специфики, своей роли в этом процессе и собственных возможностей для ее реализации.
Цель делового общения в туризме - это организация и оптимизация совместной предметной деятельности.
Помимо общей цели, можно выделить и личные:
- личная безопасность в ходе социальной деятельности,
- улучшение своего жизненного уровня,
- стремление расширить круг своих полномочий, достичь власти, продвинуться по служебной лестнице,
- улучшить свой престиж, укрепляя престиж занимаемой должности и непосредственно организации.
К особенностям делового общения можно отнести:
- партнер в общении является личностью, значимой для субъекта;
- участвующие в общении люди отличаются хорошим взаимопониманием, касающемся вопросов дела;
- главной задачей делового общения является эффективное сотрудничество.