Понятие туристского рынка
Туристский рынок – это отдельный элемент более масштабного определения «рынок товаров и услуг», где предоставляются услуги и товары для туристов.
Главной чертой туристского рынка принято считать доминирование услуг над товарами. Турпродукт может быть реализован только при нахождении клиента в месте его производства в отличие от других товаров.
Другим важным моментом считается зависимость сезонность услуг. В течении года наблюдается увеличение или снижение спроса на ту или иную туристскую продукцию. При этом спрос на некоторые услуги и товар туризма может быть весьма эластичен.
В результате потребления турпродукта наблюдается формирование новых дополнительных или необходимых потребностей, возникающих в месте временного пребывания. Они удовлетворяются за счет сопутствующих предприятий, организаций и условий. Как правило, совокупность всего вышеперечисленного носит название инфраструктура туризма.
Ифраструктура рынка - это объединение предприятий, организаций и служб, деятельность которых подразумевает возникновение экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами.
Туристический рынок представлен следующими видами предприятий, входящих в инфраструктуру:
- предприятия размещения;
- организации общественного питания;
- транспортное обеспечение;
- объекты познавательного, рнекреационного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, анимационного характера и прочие объекты, необходимые для удовлетворения потребностей туристов;
- компании, организующие экскурсионные услуги, реализующие услуги гидов-переводчиков и офформляющие необходимые при пересечении границ между государствами.
Главные особенности инфраструктуры туристского рынка
Существует две главные особенности, отличающие рынок инфраструктуры туризма от других.
-
Основной чертой инфраструктуры туристского рынка принято считать возможность предприятий, задействованных для реализации турпродукта предоставлять свои услуги лицам, не являющимся туристами. К таковым относятся: транспортные услуги, организация питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.
Замечание 1Следует выделить, что многие средства производства туруслуг арендуется турфирмой у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму.
-
Другой особенностью инфраструктуры рынка туризма является неравномерность работы организаций в течение года. Предприятия, задействованные для предоставления турпродукта, могут быть невостребованными в определенное время года, что приводит к их простаиванию и, наоборот, пользоваться спроса в наиболее удачный для данного вида туризма сезон.
Предприятия, относящиеся к туристскому рынку
- Средства размещения– предприятия, которые оказывают услуги по размещению туристов регулярно или сезонно. Теоретиками туризма выделяются коллективные и индивидуальные средства размещения.
- Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, реализующие свою продукцию в сфере туруслуг. Для современного туризма характерно слияние предприятий питания и гостиниц. Существуют следующие виды оплаченного питания в гостиницах: полный пансион (завтрак, обед, ужин), полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин), только завтрак.
- Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги туристам. Данные организации классифицируются согласно категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания.
- Специализированные организации, оказывающие туристские услуги целевого назначения. К ним принято относить фирмы, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Также к этому пункту относятся рекреационные центры и зоны, туристические базы. В рамках спортивного туризма выделяются организации по подготовке туристов, спортивные комплексы и лагеря. Также к данному пункту относятся фирмы, производящие сувенирные товары. Особое место занимают службы и орган, в ведении которых состоит помощь и контроль при организации международного туризма
Таким образом, существует четыре основные группы предприятий туриндустрии, которыми представлен современный рынок туристских услуг. Качество обслуживания в туриндустрии напрямую зависит от наиболее тесного и взаимовыгодного сотрудничества между ними.