Создание национальных стандартов Российской Федерации проводится для достижения задач стандартизации, учрежденных Федеральным законодательством "О технической стабилизации" согласно принципов государственной сертификации.
Рисунок 1. Этапы разработки национальных стандартов
Программу формирования и принятия национальных требований разрабатывает государственный орган по методам стандартизации в соответствии с действующими в законе правилами. Для внедрения на практике этой системы национальная организация РФ возлагает обязанности по подготовке организационных работ по стандартизации на осведомленное в данной сфере научно-исследовательское подразделение.
Для предоставления доступности указанной программы ее публикуют в информационной системе в открытом доступе – на официальном сервисе национальной организации по сертификации в сети Интернет.
Разработку и реализацию национальных стандартов компетентные органы осуществляют в такой последовательности:
- подготовительные работы по созданию нормативов;
- формирование первой редакции стандартизированного проекта и его публичное рассмотрение;
- создание окончательной версии проекта национального стандарта и ее тщательная экспертиза (правовая, научно-техническая, патентная, метрологическая и терминологическая);
- подготовка нормативов к утверждению, официальной регистрации, размещению и введению в действие.
Прописанные в национальном стандарте требования и нормы должны базироваться на современных научных и технических достижениях, которые имеют непосредственное отношение к данному аспекту стандартизации, и описывать все условия применения продукции, выполнения организационных работ. Правила, устанавливаемые в указанной документации, обязаны соответствовать уровню развития инновационных новинок и способствовать дальнейшему научно-техническому прогрессу. С этой целью осуществляется комплексная оценка действующих стандартов.
Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5-2012 в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.
Организация разработки национального стандарта
В случае надобности в создании национального стандарта представители власти, физические и юридические лица направляют соответствующее заявление в секретариат технической комиссии по сертификации (далее – ТК) на рассмотрение. В предложении необходимо привести обоснование экономической, технической и социальной рентабельности разработки проекта, сведения о его связи с техническим и международным документом, данные о необходимости привлечения инвесторов и дополнительного финансирования, а также о приблизительной цене внедрения стандарта, об исполнителе, заказчике и партнерах.
Сегодня создать и реализовать национальный стандарт имеет право любое лицо: физическое или юридическое, полномочие которого в отношении формирования данного норматива определяет сам заказчик. Для комплексной разработки национального стандарта нужно организовать специальную рабочую группу, в состав которой могут входить представители разных заинтересованных компаний или соавторы создания документа.
В запросе также необходимо указать собственное обоснование эффективности и целесообразности разработки национального стандарта и понятную характеристику качеств объекта стандартизации, а также данные о применении методов при формировании регионального и международного норматива. Вместе с предложением можно представить любые материалы, которые подтвердят рентабельность реализации данного документа, в том числе и правильный и адекватный перевод на русский язык используемого стандарта.
Секретариат технической комиссии (или научно-исследовательский орган по сертификации, выполняющий задачи по планированию мероприятий по государственной стандартизации), изучает поступивший запрос, определяет обоснованность указанных в нем аргументов, проверяет востребованность и необходимость создания стандарта и эффективность его проведения на российском уровне, а затем сообщает свое решение лицу, направившему предложение.
Организация мероприятий по корректировкам национального стандарта
Государственный стандарт подлежит изменению или обновлению в таких случаях:
- если его начальное содержание находится в противоречии с требованиями федерального законодательства, другими нормативными актами, задачами и методами работы национальной сертификации и в результате не соответствует уровню развития современных экономических, социальных потребностей государства;
- если суть норматива не предполагает соблюдение правил принятого или создаваемого технического регламента (в том числе профильного комитета Евразийской экономической организации) или не дает возможность придерживаться требований вновь разработанного международного соглашения;
- если основной объект стандарта противоречит содержанию обновляемого государственного норматива Российской Федерации либо принятого в законодательстве свода правил.
Стоит отметить, что обновление существующего национального стандарта может быть проведено посредством разработки или пересмотра изменения к документу. Проверку действующей документации осуществляют при включении ее в список нормативов в сфере стандартизации, в итоге использования которых на добровольной базе происходит соблюдение норм и требований учреждённого технического регламента. Также документацию можно включить в перечень стандартов в области сертификации, содержащих способы и средства измерений и исследований, важные для применения и внедрения нового технического регламента и проведения оценки пригодности.
Внесение корректировок в национальный стандарт
Внесение поправок в опубликованный государственный норматив, которые нацелены на устранение ошибок, недочетов или неточностей, допущенных при разработке документа к опубликованию, любой соисполнитель стандарта имеет право направить в секретариат ТК с просьбой внести соответствующие изменения.
Необходимость обновления стандартов может быть обусловлена, прежде всего, надобностью концептуализации датированной ссылки на иной межгосударственный или региональный норматив в случае пересмотра ссылочного документа, когда замена сведений не влияет на начальное содержание.
Представители технического комитета тщательно рассматривают это заявление и в случае согласия с ним дают одобрение, оформляя его в соответствии с требованиями законодательства, и направляют его на дальнейшее редактирование в орган, который занимается изданием корректировок и поправок. Поправку к национальному стандарту публикуют и утверждают согласно правил системы стандартизации. Текст изменений к национальному документу размещается на официальном сервисе федерального комитета исполнительной власти в области сертификации в сети Интернет, а также принимают во внимание при переиздании этого норматива последовательность опубликования стандартов национальной концепции стандартизации, установленной законодательством. На последнем этапе происходит принятие функций по выработке национальной политики и принципов нормативно-правового регулирования в системе стандартизации.