Рекламная деятельность: понятие, цель, задачи и участники
Рекламная деятельность (РД) – это вид деятельности, итогом которой является создание, продвижение и изучение рекламного продукта для стимулирования потребителей или формирования имиджа, общественного мнения.
Под рекламной деятельностью также понимают совокупность рекламных мероприятий, которые разработаны на основе маркетинговой программы и направлены на целевую аудиторию.
Рекламная деятельность является результатом сотрудничества и совместных действий заказчика - рекламодателя (компании-производителя или компании-продавца), организатора кампании – рекламопроизводителя (рекламного агентства) и канала распространения – рекламораспространителя.
Главная цель рекламной деятельности в организации – это сосредоточение усилий на небольшом объеме действий по рекламному продвижению, которые помогают добиться поставленных целей маркетинга через элементы его эффективности (экономическая и коммуникативная) при ограниченном бюджете рекламы.
Задачи рекламной деятельности:
- создание портрета потребителя рекламы;
- разработка концепции управления рекламой;
- составление модели товара в рекламе;
- выбор стратегии применения средств рекламы;
- управление рекламными стратегиями на всех фазах жизненного цикла продукции;
- управление планированием рекламных СМИ;
- планирование организации проведения рекламной кампании и пр.;
- управление планированием бюджета рекламы;
- управление распределением рекламного бюджета;
- управление потоками рекламы в рамках проведения рекламной кампании;
- управление рекламоспособсностью товара;
- контроль и оценка эффективности рекламной деятельности.
Субъектами рекламной деятельности являются рекламодатели, рекламные агентства, СМИ и потребители рекламы, товаров и услуг. Это основные участники РД предприятия. Существуют еще и дополнительные. Это вспомогательные субъекты рекламной деятельности (фото-, киностудии, типографии, художники), различные исследовательские организации, контролирующие учреждения и конкуренты, которые прямо и косвенно влияют на рекламную деятельность предприятия.
Этапы планирования рекламной деятельности
В целях повышения эффективности плана рекламной деятельности, необходимо иметь в арсенале достаточно большой объем информации:
- описание рынка продавцов конкретного товара или услуги;
- описание рынка покупателей;
- характеристика объемов продаж конкретного товара;
- характеристики товаров и его стоимость;
- характеристика прибыли.
Планирование рекламной деятельности осуществляется в несколько этапов:
- проведение рекламных исследований;
- определение целей рекламы;
- разработка рекламного обращения;
- тестирование рекламного обращения;
- производство рекламоносителей;
- медиапланирование;
- составление рекламного бюджета;
- размещение рекламы;
- организация и проведение рекламных мероприятий;
- оценка эффективности рекламы.
Рекламные исследования осуществляются по ряду направлений:
- анализ результатов прошлой рекламной деятельности компании (это необходимо для выявления слабых и сильных сторон рекламы);
- изучение потребителей (выявление потенциальной целевой аудитории);
- анализ рынка (оценка потенциальных объемов продаж на рынке тех или иных товаров);
- оценка рекламных услуг (сбор и систематизация данных о рекламных агентствах, цен на их услуги, о средствах массовой информации, каналах распространения рекламы и т.д.).
Все рекламные цели подразделяются на две большие группы: цели в области сбыта и цели в области коммуникаций.
Первая группа должна привести к заметному приросту объемов продаж или простимулировать потребителей к совершению покупок. Вторая группа направлена на передачу конкретных идей, формирование имиджа компании, изменение потребительских привычек. Это способствует росту уровня продаж на долгосрочной основе.
В зависимости от типа рекламы выделяют ряд задач рекламной деятельности предприятия.
Рисунок 1. Основные задачи рекламной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рекламное обращение – это средство представления информации компании-рекламодателя потребителю рекламы, которое имеет определенную форму (текстовую, визуальную, символическую и др.).
Рекламное обращение:
- презентует рекламодателя целевой аудитории;
- сосредотачивает множество компонентов рекламных коммуникаций;
- способствует привлечению потенциальных потребителей и формированию у них положительного отношения к компании и ее продукции.
- является основным инструментом достижения целей РД.
При создании рекламного обращения принимают решение: о теме и девизе рекламы, структуре, форме и стиле рекламного обращения.
Разработанные рекламные материалы обязательно должны тестироваться, чтобы проверить возможную эффективность основной идеи рекламы.
После отбора макетов рекламы осуществляется ее производство. Создаются видео ролики, рекламные объявления в печатных изданиях, заказывается рекламная полиграфия.
Медиапланирование – это выбор оптимальной программы для рекламного материала. Составляются расписания показов рекламы в различных средствах распространения.
Для каждого плана рекламы должна составляться смета расходов. Рекламный бюджет определяется исходя из суммы, которая выделяется на маркетинговые коммуникации, в зависимости от целей и условий проведения рекламных мероприятий и другими методами.
Далее реклама размещается в средствах распространения, осуществляется контроль за выполнением рекламных мероприятий, вносятся необходимые корректировки и в итоге оценивается экономическая и коммуникативная эффективность рекламы.
Особенности планирования рекламной деятельности на предприятии
Планирование рекламы на предприятии осуществляется на трех уровнях:
- годовой план рекламы, а именно охват целевой аудитории;
- планы рекламных кампаний (стратегия рекламного обращения);
- план рекламного обращения вне рекламной кампании (стратегия средств рекламы).
План рекламной деятельности является составляющей плана маркетинга. Некоторые этапы рекламных планов, указанных выше, выполняются параллельно, и последовательность действий может меняться.
Планирование рекламной деятельности дает возможность компании увидеть, как будут распределяться инвестиции в рекламу в течение года. Кроме этого планирование позволяет хорошо организовать рекламную деятельность на протяжении определенного периода, сделать ее более осмысленной и целенаправленной. Это позволяет получить большой эффект от вложенных средств и сэкономить рекламный бюджет.
Процесс планирования рекламной деятельности помогает устранить различные проблемы в ее проведении. Рекламодатель может оценить и внести корректировки в рекламный план в соответствии со своим планом продаж, что приведет к росту продаж.