Понятие и виды эффективности рекламы
Важнейшим условием организации рекламы является оценка ее эффективности. Приблизительно половина бюджета маркетинга - это расходы на рекламную деятельность. Поэтому анализ эффективности рекламы является актуальной проблемой каждого предприятия. Он позволяет получать информацию о целесообразности создания рекламы и определить степень ее воздействия на потенциальных и реальных потребителей.
Эффективность рекламы - это основное условие рационального применения трудовых и материальных ресурсов, используемых при организации рекламы. Она определяется числом охвата покупателей, степенью заинтересованности и оценкой эффекта воздействия рекламы на сознание людей.
Выделяют следующие виды эффективности рекламы:
- экономическая (рост прибыли компании за счет повышения объемов продаж);
- психологическая (оценка влияния рекламы на сознание и подсознание потребителя);
- социальная (привлечение внимания людей к социально-общественным проблемам в обществе).
На практике обычно используются первые два вида оценки эффективности рекламы.
Экономическая и психологическая эффективность рекламы
При анализе эффективности рекламной деятельности компании используют следующие показатели:
- объем прироста товарооборота после осуществления рекламных акций;
- отношение прироста прибыли к сумме расходов на рекламу;
- затраты на рекламу на 1000 потребителей, на которых оказывают влияние различные видов рекламных средств или носителей;
- издержки на рекламу за определенный промежуток времени по отношению к количеству и общему числу покупок за этот же период;
- увеличение уровня продаж товаров по отношению к единице затрат на рекламу и т.д.
Существуют различные методики анализа и расчета экономической эффективности. Рассмотрим самые основные формулы определения результативности рекламы:
Определение дополнительного товарооборота под воздействием рекламы:
$Т_д = (Т_с · П · Д) / 100$, где:
- Тд – дополнительный товарооборот, созданный рекламой, руб.
- Тс – среднедневной товарооборот до запуска рекламы, руб.
- Д – количество дней учета товарооборота непосредственно в процессе рекламы
- П – относительный прирост среднедневного товарооборота за время действия рекламы по сравнению с дорекламным периодом, %.
Расчет экономического эффекта от произведенных рекламных мероприятий
$Э = (Т_д · Н_т) / (100 - (З_р + И_д))$, где:
- Э – экономический эффект от рекламы, руб.
- Тд – дополнительный товарооборот, руб.
- Нт – торговая надбавка на единицу товара, в % к цене сбыта
- Зр – затраты на рекламу, руб.
- Ид – дополнительные издержки по приросту товарооборота, руб.
Расчет рентабельности рекламирования:
$Р = (П / Р_о) · 100%$, где:
- Р – рентабельность рекламирования, %
- П – дополнительная прибыль от рекламы товара, руб.
- Ро – общие рекламные расходы, руб., Ро = 3р + Ид .
Эффективность психологического влияния рекламы определяется путем проведения маркетинговых исследований методами наблюдения, опроса или экспериментов. Они позволяют оценить психоэмоциональное воздействие различных видов рекламы в естественных условиях, при личном контакте потребителя с рекламным средством.
Анализ данного вида эффективности рекламы производится в основном с помощью качественных методов исследования, но существует ряд количественных расчетов.
Например, для определения степени привлечения интереса потребителей к наружной рекламе применяется следующая формула:
$В = О / П$, где:
- В — степень привлечения внимания прохожих
- О — количество людей, которые акцентировали свое внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного временного промежутка
- П — общая сумма людей, которые проигнорировали рекламу в тот же период.
По подобной формуле можно определить степень активности рекламных публикаций в СМИ:
$Д = К / С$, где:
- Д — степень активности рекламы
- К — количество покупателей, которые приобрели рекламируемый товар
- С — общее число клиентов, которые купили товар из рекламы в магазине.
На эффективность рекламы влияют различные факторы, как контролируемые, так и неподдающиеся анализу со стороны предприятия, которые необходимо учитывать при организации рекламы и оценке ее эффективности. Результативность рекламы зависит от принятия правильных решений по форме, размеру и содержанию рекламного сообщения, с помощью каких носителей, где и когда донести его до целевой аудитории.