Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Технология ведения групп личностного роста

Все предметы / Психология / Технология ведения групп личностного роста
Определение 1

Группы личностного роста — это группы развития здоровых, способных адаптироваться к меняющимся условиям своего жизненного существования людей. Цель работы в такой группе состоит в обретении новых способностей, необходимых для полной реализации личностного потенциала.

Особенности групп личностного роста

Тренинг личностного роста представляет собой систематическую тренировку или совершенствование соответствующих навыков и поведения участников.

Цели групп личностного роста включают следующие процессы:

  • Анализ психологических проблем членов группы с последующим оказанием помощи в их решении;
  • Совершенствование субъективного самочувствия и процесс укрепления психического здоровья;
  • Исследование психологических закономерностей, механизма и эффективных инструментов межличностного взаимодействия для формирования основ более эффективного и гармоничного общения;
  • Совершенствование самосознания и исследование самих себя участниками с целью коррекции (предупреждения) эмоциональных нарушений через внутренние и поведенческие изменения;
  • Помощь в развитии личности, реализации творческого потенциала и достижении необходимого уровня жизнедеятельности для получения ощущения счастья и успеха.

К числу тренингов, которые стимулируют личностный рост, относят тренинговые занятия, обладающие различной теоретической основой. Они, как правило, концентрируются на развитии соответствующих аспектов личности (понимание себя, развитие навыков социальной перцепции, осознание смыслов, личностное развитие и др.).

Замечание 1

Категория «личностный рост» не определена в науке однозначно по причине наличия различных концепций личности. Тренинги личностного роста также представляют собой собирательное понятие, которое означает развитие человека с позиций разных концепций.

Любые современные технологии ведения тренингов личностного роста должны иметь личностную ориентацию и характеризоваться собственной методологией развития личности. По этой причине рассматривают несколько ориентаций тренингов личностного роста, включая динамическую (например, психодраматические группы), гуманистическую (группы гештальториентации, экзистенциальный тренинг и др.), когнитивную и др.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе тренингов когнитивной ориентации лежит процесс изменения когнитивного компонента самопознания, осознание неадаптивных стереотипов в поведении. Большую роль в них играет работа с языком участников. Для этой цели часто применяют видео обратную связь и другие технические приемы.

Тренер в рамках групп личностного роста — это тот человек, который подбирает технологию ведения группы. Он выступает в качестве реальной модели желательного поведения для всех участников тренинга. Ведущий тренинга должен ориентироваться на перспективную позицию, которая направлена не на жесткую модификацию личностей с помощью исключения нежелательных черт и свойств. Он должен направить людей на достижение осознания, сформировав условия для роста мотивации участников.

Тренеру необходимо проводить конструктивные изменения с помощью адекватной обратной связи. Он показывает продуктивные личностные и профессиональные проявления, апробирует новые варианты поведения и способы профессиональной деятельности, формирует и развивает необходимые специалистам навыки и умения.

Организация тренинга личностного роста

Существует огромное количество технологий ведения групп личностного роста. Это связано с тем, что велико разнообразие самих тренингов, имеющих различные концептуальные основания и, соответственно, технологии. Развитие в любом случае связано с качественными изменениями личности, способностей, функций, навыков.

Есть технологии, которые направлены на формирование определенных навыков и умений (например, поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину, тренировка коммуникативности, сенситивности, креативности). Сюда же необходимо отнести технологии, которые концентрируются на общем развитии личности (например, холономная интеграция С. Грофа, интегративный тренинг В. В. Козлова, психосинтез по Р. Ассаджиоли, йогические практики и др.).

В технологиях групп личностного роста ведущая концепция представлена представлением об идеальной и совершенной личности. Оно различается в разных психологических школах. Организация самого тренинга происходит в качестве процесса реализации и достижения определенного совершенства. Если взять за основу слабую трактовку развития личности, то здесь речь может идти о развитии и совершенствовании соответствующих качеств и личностных способностей.

В начале занятий тренер может провести психогимнастические упражнения. Они позволят сформировать:

  • Высокую степень открытости и доверия;
  • Эмоциональную свободу;
  • Определенную степень сплоченности в группе;
  • Состояние участников, позволяющее эффективно действовать и продвигаться вперед в содержательном плане.

Технология ведения по типам групп

Личность — это носитель социума. Мир репрезентирован в рамках личности, которая с помощью многообразной деятельности непрерывно воспроизводит его с порождением новых смыслов и социальных реальностей. Взяв за основу тезис «мир-личность», группы личностного роста классифицируют на два типа.

Группы первого типа работают в области проблем личности для ее развития. Они не открывают ничего принципиально нового. Главная задача здесь состоит в помощи человеку в возврате к некоторой достаточной степени социальной адаптивности (социально приемлемая норма функционирования в обществе).

В этом типе используется большое число манипулятивных техник, которые концентрируются на решении каких-либо проблем. Основной показатель отнесения тренинга к этому типу представлен тем, что он за точку отсчета берет мир, включая условные ценности, которые в глазах обыденности могут обладать абсолютным значением. При этом происходит полная потеря смыслов, которые имеют экзистенциальную нагруженность.

Группы личностного роста второго типа в технологии ведения на первое место должны ставить вопрос происхождения личности, в том числе ее внесоциальные истоки.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис