Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории предпринимательства

Определение 1

Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая отдельным лицом или лицами (как физическими, так и юридическими), имеющая коммерческую основу и характеризующаяся риском и неопределенностью ее результатов.

Целевыми ориентирами предпринимательства является получением прибыли и иных выгод от различных видов деятельности.

Теория предпринимательства —это активно развивающееся направление междисциплинарных исследований.

Становление теории предпринимательства является длительным историческим процессом. Она начинает свое формирование с момента зарождения хозяйственной деятельности. Внесение тех или иных данных, основ теории предпринимательства реализовано многими учеными исследователями, занимающимися глубоким изучением экономической мысли. Естественно, что теория предпринимательства менялась в зависимости от этапа развития экономической мысли и социальной жизнедеятельности, а также реальной практики реализации предпринимательской деятельности.

Развитие теории предпринимательства осуществлялось по нескольким основным направлениям.

Связь предпринимательской деятельности с риском

Представители этого направления рассматривали процесс предпринимательства в качестве деятельности в условиях риска и неопределенности. Последователями данной теории были Р. Кантильон и Ж. Сей. Они выдвигали предположение о том, что ведение предпринимательской деятельности может быть реализовано личностью, которая умеет действовать в условиях неопределенности и не боится принимать рискованные решения в целях получения максимального эффекта. Проявление предпринимательских качеств реализуется не только на старте деятельности, но и на всех ее стадиях: в производстве, распределении, обмене и потреблении. Риск составляет основу эффективности деятельности. Только рискуя можно достичь высоких результатов в том или ином направлении деятельности. В дальнейшем, связь предпринимательства с риском была развита в трудах И. Тюнена и Ф. Найта. Они прочно связывали понятия «предприниматель» и «предпринимательство с непредвиденным риском.

«Теории предпринимательства » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тюнен и Найт активно занимались исследованием предпринимательского риска и уровня доходов предпринимателя.

Во втором томе своего «Изолированного государства» Тюнен определяет прибыль предпринимателя как остаточный доход, формируемый вычитанием из валовой прибыли процента на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Таким образом, прослеживается тесная связь риска предпринимателя с доходом. Риск характеризуется непредсказуемостью и невозможностью исключения своего отрицательного воздействия на итоги деятельности. Риск обусловлен новаторством предпринимательской деятельности.

Теория личностного развития предпринимателя

Данная теория связана с рассмотрением значимости личностных качеств предпринимателя. По мнению основоположников этой теории - И. Тюнена, Ф. Найта и др., которые развили идею связи предпринимательства с риском и дополнили ее значимостью личностных качеств предпринимателя, успешность хозяйственной деятельности зависит от наличия у предпринимателя таких личностных качеств, как:

  • решительность;
  • самостоятельность;
  • объективность суждений;
  • бесстрашие принятия риска;
  • лидерские качества;
  • оперативность;
  • скорость адаптации к новым экономическим реалиям.

Инновационность предпринимательства

Данная теория получает свое развитие в трудах А. Маршалла и Й. Шумпетера. Они выдвинули идею о том, что предприниматель реализует деятельность по комбинации факторов производства. Эта комбинация реализуется различными способами. Таким образом, каждый предприниматель вносит новшество в то или иное направление деятельности, обеспечивая ее совершенствование и получение наиболее лучшего результата. Свои взгляды на предпринимательство, а главное, на новаторство предпринимательской деятельности Шумпетер отразил в труде «Теория экономического развития». Он описал деятельность предпринимателя следующими характеристиками:

  • формирование новых благ и новых услуг, наделение продукции новыми качествами и полезными свойствами;
  • внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий иными способами;
  • выход на новые рынки сбыта;
  • использование новых ресурсов, их сочетаний в производственной сфере;
  • реструктуризация производственных процессов.

Шумпетер вводит новую трактовку понятия «предприниматель»:

«Предприниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные».

Это определение характеризует инновационность предпринимательства. На основе этого определения им была разработана следующая иерархия предпринимателей:

  1. Низший уровень. Бизнесмены, строящие свою деятельность на основе тривиальных решений и тривиальных способов реализации. они не способствую экономическому прогрессу и экономическому росту. Приоритетной целью их деятельности является «выживание», сохранение своего дела.
  2. «Традиционные предприниматели». Они не желают выходить «из зоны комфорта», боятся принимать решения, нехарактерные для установившегося механизма хозяйствования. Это приводит к торможению развития их бизнеса. Особенно остро, такое поведение вредит на стадии экономического роста компании или производства, когда требуется принятие рисковых решений, реализации нестандартных направлений деятельности, что в итоге чревато стагнацией.
  3. «Азартные предприниматели». Они характеризуются стремлением к лидерству, победе, завоеванию престижа, признания. Это стимулирует развитие их бизнеса и помогает достичь успеха в принятии нестандартных решений.
  4. Высшая группа предпринимателей - «суперэлита». Их деятельность сопряжена с ведущим ориентиром на завоевание власти в определенной сфере деятельности. Власть для суперэлиты, по Й. Шумпетеру, - это средство, посредством использования которого происходит построение собственной империи в той или иной экономической сфере. Суперэлита оказывает косвенное, иногда прямое, влияние на все сферы жизни общества. Социальная ответственность этой группы предпринимателей характеризуется высоким уровнем.

Й. Шумпетер рассматривает предпринимателя в качестве новатора – субъекта экономики, который внедряет новшества в производственную сферу, обеспечивает новаторство в процессах распределения благ, обменных операциях и, даже, в потреблении (как правило, это касается ресурсного потребления).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot