Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы российского бизнеса

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Культура ведения бизнеса, которая формируется в современных российских условиях, значительно влияет на моральное осознание и духовную общественную жизнь, охватывая все сферы экономики, определяя во многом характер норм, складывающихся в иных социальных группах.

Отметим, что слой бизнес-сообщества катализирует процессы формирования «новой» морали общества, главные черты которой противоречат во многом устоям культуры в традиционном понимании. Новые принципы этики взаимоотношений людей появляются на фоне кризисных явлений, которые связаны с низким уровнем жизни, высокой социальной напряженностью, проблемами безработицы и занятости и функционировании общества.

Специфика этических установок бизнес-деятельности в России

Современные этические установки бизнес-деятельности в России сформировались под влиянием двух ключевых идеологических парадигм.

Первая из них связана с распространением идей правового нигилизма в деловой среде, которые предполагают рассмотрение законодательных норм как барьера на пути осуществления экономической активности. Успех в игнорировании норм закона - один из способов для повышения статуса индивида в бизнес-сообществе, при чем роль таких качественных характеристик, как положительный имидж и позитивная репутация, недооценена, не обнаруживается прямая их связь ростом доходов фирмы.

Для сторонников этого подхода к ведению бизнеса характерна ситуационная, но не правовая реакция на внешнее воздействие, отношение как к противодействующим структурам к государственным органам, а взаимодействие с ними следует минимизировать.

Вторая догма российского бизнеса связана со взглядом на бизнес-слой как на ведущую силу в развитии экономики страны, отличительная характеристика которой - проявление частной инициативы, нуждающейся со стороны общества и государственных органов в существенной поддержке. При этом подходе определяется актуальность осмысления теоретических проблем, связанных с развитием российского бизнеса и нравственной реабилитации его в глазах общественности. В связи с этим актуализируются проблемы изучения и адаптации в условиях России зарубежного опыта управления бизнесом.

Готовые работы на аналогичную тему

Как отмечают ряд исследователей, сформировавшаяся бизнес-культура большинства компаний в России характеризуется отсутствием четкости в формулировке миссии организации, что приводит к возникновению конфликтов на основе несогласованности ценностных установок и конкретных управленческих технологий.

Специфично для отечественной бизнес-практики и понимание сущности делового контракта, который заключается с сотрудником и рассматривается как соглашение, имеющее лишь формальный характер, отражающее только общие принципы взаимоотношения с руководством.

Анализ принципов ведения бизнеса в России

Специфика отношения к ведению бизнеса среди российских предпринимателей приведена на диаграмме 1.

Отношение российских предпринимателей к ведению бизнеса

Рис. 1. Отношение российских предпринимателей к ведению бизнеса

Более половины предпринимателей в России считает, что занятость в сфере бизнеса помогает достигать конкретные цели и приобрести самостоятельность в определении объема и содержания деятельности. Для 40 % бизнесменов очевидно, что профессиональная деятельность их формирует чувство ответственности за принятые решения; 38 % предпринимателей рассматривает в качестве перспектив возможность приобретения новых знаний, умений и навыков.

Потребительские мотивы преобладают в деятельности представителей отечественного бизнеса: анализ социологических данных свидетельствует о том, что главные статьи в структуре расходов – это забота о собственном здоровье и обучении детей. Жизненный успех в понимании тех, кто занимается бизнес-деятельностью, связан с материальной обеспеченностью, семейным благополучием и наличием интересной и перспективной работы.

Диапазон ценностных принципов современной отечественной бизнес-деятельности характеризуется прежде всего реализацией принципов полезности (61 % предпринимателей считает главной перспективой своей деятельности достижение определенных целей); независимости и самостоятельности (самостоятельность, по мнению 65 % бизнесменов – это одна из главных перспектив, открывающихся в бизнесе); успешности (79 % предпринимателей считают, что нацеленность на успешность способствует эффективному ведению бизнеса) (рис. 2).

Ценностные принципы современной бизнес – деятельности в Росиии

Рис. 2. Ценностные принципы современной бизнес – деятельности в Росcии

Понимание важности роли персонала в деле развития бизнеса и его успеха стимулирует российских предпринимателей к соблюдению этических норм при взаимодействии с наемным персоналом. Большинство бизнесменов стремятся придерживаться принципов уважительного отношения к подчиненным и их правам, содействуют развитию и личностному росту персонала, справедливости в материальной и моральной мотивации работников.

Главные черты российского менеджера

Кризис в конце 90-х сыграл в развитии российского управленческого класса положительную роль. Основным конкурентным преимуществом стал уровень профессиональной подготовленности управленческой команды фирмы. Следовательно представление об отечественно менеджменте немного изменилось, и его преимуществами стали:

  • наличие склонности к инновациям,
  • вкус к рискованной деятельности и игре,
  • самокритичность,
  • амбициозность,
  • склонности к бескорыстности в помощи,
  • желание обучаться.

Недостатками менеджмента в России является его политизированность, уничижительное отношение к своей стране и себе, расточительность и транжирство в отношении времени, алчность и эгоцентризм; широкомасштабность.

Отечественным проектам присуще наличие регионального подхода к изучению особенностей, по причине того, что Россия – огромная, и многонациональная страна, и в зависимости от региона управление фирмой существенно отличается.

Отечественные исследователи выделяют главные черты российского менеджмента:

  • участие региональных администраций при формировании управленческих команд фирм;
  • полуправовое регулирование деятельности;
  • сила неформальных отношений;
  • широкое использование силовых методов;
  • диверсификация деятельности и высокая склонность к риску;
  • отсутствие навыков к регулярной и кропотливой работе;
  • тяга к уникальным и масштабным проектам с привлечением большого числа человеческих и материальных ресурсов;
  • стремление исключить практику делегирования полномочий из высшего уровня на низший;
  • равнодушие к ценностям карьеры;
  • высокий уровень централизации управленческих функций (клановость в ведении бизнеса).

Итак, в заключение можно отметить, что менеджмент в России на современном этапе характеризуется творческим осмыслением зарубежного опыта с учетом специфики нашей страны, то есть представляет собой синтез международного опыта эффективного управления и отечественного опыта, существующего на базе национально-исторической специфики нашей культуры.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис