Старший дошкольный возраст — это период серьезной подготовки детей к школе, включая обучение чтению и письму. Проблема готовности ребенка к школе представляет собой самый актуальный вопрос при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Психологические особенности старших дошкольников
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста напрямую связаны с его развитием, включая органическое созревание и физический рост. Старший дошкольник — это ребенок возраста от 5 до 6 лет. В это время у него проявляется новая форма общения с взрослыми: внеситуативно-личностная.
Взрослые люди становятся для дошкольника не только источником знания, они начинают выступать в качестве образца отношений в социуме. Ребенок все чаще спрашивает родителей о моральных нормах и отношениях.
Психологические аспекты этого возраста заключаются в том, что для дошкольника очень важно то, в какой степени соотносятся его собственные оценки и суждения с мнением взрослых. В пятилетнем возрасте сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета. В детском саду, как правило, выделяют отдельное время для осуществления различных развивающих игр: дошкольники при этом формируют достаточно устойчивые объединения, включающие 3-4 человек. Действия в игре характеризуются кратковременностью, свернутостью, динамичным длинным сюжетом, который образуется из чередования соответствующих действий.
Именно в дошкольный период можно наблюдать скачок в развитии, поскольку развивается словесно-логическое мышление. Дети уже начинают осознавать связи между предметами, которые невозможно представлять наглядно. По этой причине они получает возможность отслеживать связи предметов, которые не были предусмотрены в рамках непосредственного опыта.
Дошкольники постепенно переходят к логическим выводам. Старшие дошкольники уже самостоятельно могут обнаружить причинно-следственные связи, возникающие между событиями и явлениями.
Развивающие игры в дошкольном возрасте
С точки зрения психологии и педагогики дошкольный возраст — это ключевой период в жизни ребенка. Он во многом предопределяет будущее психологическое развитие человека. Структура психологического портрета дошкольника состоит в выявлении аспектов познавательной сферы, развития личности и общения.
В отличие от игр в целом, педагогическая развивающая игра имеет существенный признак. Он заключается в четко поставленной цели обучения и соответствующем ей педагогическом результате, которые имеют основание, выделены явно и отражают учебно-познавательную направленность. Игровая форма занятий должна создаваться на занятиях посредством игровых приемов и ситуаций, которые призваны выступать в качестве средства побуждения и стимуляции учебной деятельности.
Суть игрового метода обучения состоит в важности результата, а также самого процесса переживаний, который связан с игровыми действиями. Данная специфическая особенность обладает огромными воспитательными возможностями, поскольку управление содержанием игры позволяет педагогу программировать соответствующие позитивные чувства у учеников через развитие познавательного интереса.
Наличие познавательного интереса к разным учебным предметам увеличивает и активизирует учащихся выполнять практические и умственные действия, то есть формирует положительное отношение к учёбе. Место и значение игровой технологии в учебном процессе с сочетанием составляющих игры во многом зависят от понимания педагогом функций развивающих игр.
Функция игры заключается в ее разнообразной полезности. У каждого вида развивающей игры есть собственная полезность. Необходимо рассмотреть самые важные функции игры в качестве педагогического феномена культуры. К ним относятся следующие функции:
- Социокультурная;
- Коммуникативная;
- Диагностическая;
- Терапевтическая;
- Коррекционная;
- Развлекательная.
Управление развивающими играми при подготовке к школе требуется для активизации процесса самовоспитания дошкольника. В состав педагогических подходов организации детских игр входит ряд следующих моментов: выбор игр, предложение дошкольникам; оборудование для процесса; разбивка на группы и распределение ролей; развитие игровых ситуаций.
Принципы организации развивающих игр
Среди основных принципов организации игры необходимо выделить отсутствие принуждения в процессе вовлечения ребенка в игру, развитие игровой динамики, поддержание игровой атмосферы (поддержка реальных чувств ребенка), взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Для воспитателя важно переносить основной смысл игровых действий в реальный жизненный опыт дошкольника.
В рамках развивающих игр большое значение имеет переход от простых игр к сложным игровым формам. Логика данного перехода связана с постепенным усложнением и углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил. Он осуществляется от игрового состояния к игровой ситуации, от подражания к игровой инициативе.
Воспитательная ценность развивающих игр при подготовке ребенка к школе зависит от участия в них педагогов, при этом методики проведения требуют от них педагогического такта. Основным в сюжетно-ролевой игре является то, что в ней предусмотрены самые максимальные возможности для переключения внешних требований педагогов во внутренние требования самого ребенка.
Ребенок в играх должен не только переживать события, но и добровольно вступать в отношения, соответствующие его эмоциональным потребностям. Он начинает проявлять при этом следующие качества:
- Активность,
- Деловитость,
- Коммуникабельность,
- Творческий подход,
- Организаторские способности.
Игра в конденсированном виде включает совокупность тенденций развития. Играя, ребёнок определенным образом пытается сделать прыжок над настоящим уровнем своего привычного поведения. Основная роль развивающей игры для дошкольника состоит в том, что вступление во взрослую жизнь наполнено эмоционально.