Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Опыт обучения и воспитания детей с нарушением зрения в специальных образовательных организациях

Дошкольное образование детей с нарушениями зрения

Определение 1

Нарушения зрения – это снижение способности видеть до такой степени, когда оно начинает создавать проблемы. Такое снижение не может быть устранено обычными способами – лекарствами или очками. Вызвано такое нарушение может быть болезнью, травмой, врожденными или дегенеративными заболеваниями.

В России работают специальные дошкольные учреждения и школы для детей с нарушением зрения. В них зачисляют слепых, слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией в возрасте 3-7 лет.

Основные задачи дошкольных учреждений такого типа – компенсировать нарушенные зрительные функции, а также воспитывать, лечить, развивать детей и готовить их к обучению в средней школе.

Помимо образовательной составляющей работа дошкольных групп направляется на коррекцию отклонений в развитии, сохранение остаточных зрительных функций и оздоровление детей. Большое внимание уделяют процессу развития всей компенсирующей системы, в первую очередь, слуху, осязанию, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формируют навыки самообслуживания.

Для детей с нарушенным зрением очень важен слух, поэтому воспитателям необходимо не допускать у таких детей болезней уха, переохлаждений и акустических травм. Помимо слуха, большая роль при восприятии окружающего мира слепыми детьми отводится тактильным, то есть осязательным способностям. Часто дети обладают кожным зрением, помогающим различать цвета предметов на ощупь.

Дети с нарушенным зрением используют двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые дети используют размеры собственного тела - длину шага, руки, локтя и кисти. Потеря зрения – причина своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера ребенка. Тифлопедагогами обязательно учитывается такое своеобразие в процессе разработки и проведения игр и развивающих занятий с детьми с нарушенным зрением. Все эти особенности воспитатели детей с нарушенным зрением используют в своей работе.

«Опыт обучения и воспитания детей с нарушением зрения в специальных образовательных организациях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Обучение детей с нарушенным зрением в школе

Школы для слепых и слабовидящих детей – составная часть единой государственной системы специального образования и функционируют они на основании принципов, характерных для этой системы обучения и воспитания детей с особенными образовательными потребностями. Школы, предназначенные для обучения детей с нарушенным зрением должны выполнять ряд функций:

  • учебно-воспитательную;
  • коррекционно-развивающую;
  • санитарно-гигиеническую;
  • лечебно-восстановительную;
  • социально-адаптационную;
  • профориентационную.

Эти функции способствуют нормализации развития детей с нарушением зрения, восстанавливают нарушенные связи детей с окружающей их средой.

Коррекционно-развивающей направленность обучения и воспитания предполагает необходимость развивать процессы компенсации, исправлять и восстанавливать нарушенные функции, сглаживать недостатки в познавательной деятельности, искать потенциальные возможности становления личности слепых и слабовидящих детей.

Специфика функционирования школ для детей с нарушенным зрением проявляется в необходимости:

  • учитывать общие закономерности и специфические особенности развития детей с опорой на здоровые силы и сохраненные возможности;
  • модифицировать учебные планы и программы, увеличивать сроки обучения, перераспределять учебный материал и изменять темп его прохождения;
  • осуществлять дифференцированный подход к детям, уменьшать наполняемость классов и воспитательных групп, применять специальные формы и методы работы, оригинальные учебники, наглядные пособия и тифлотехники;
  • специально оформлять учебные классы и кабинеты, создавать санитарно-гигиенические условия, организовывать лечебно-восстановительную работу;
  • усиливать работу, направленную на социально-трудовую адаптацию и самореализацию выпускников.

Особенности обучения детей с нарушенным зрением общеобразовательным предметам

Специфика развития детей с нарушенным зрением отражена соответствующими образовательными программами, предусматривающими коррекционно-компенсаторную работу.

Специальной программой по русскому языку предполагается:

  • увеличение продолжительности периода подготовки;
  • формирование представлений, основанных на обогащении зрительного опыта учеников, соответствия слову и конкретного образа предмета, подготовка к письму;
  • обучение письму и чтению по системе Брайля на основании использования тактильных ощущений;
  • формирование умения работать с рельефными дидактическими материалами.

Программа по математике предполагает:

  • увеличение продолжительности периода подготовки;
  • формирование умения ориентироваться в микро- и макропространстве;
  • развитие конкретных представлений, касающихся формы, величины, количества и пространственного положения предметов и чертежно-измерительных действий.

Средства обучения слепых и слабовидящих

Для слепых детей издают учебники и учебные пособия, научную и научно-популярную, детскую, художественную литературу, напечатанную рельефно-точечным шрифтом.

Дети с остаточным зрением могут использовать издания, в которых сочетается рельефная и цветная печать; для слабовидящих выпускаются специальные учебники и учебные пособия с крупным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

В специальных школах 3 и 4 вида используют тифлотехнические средства, чтобы корректировать или компенсировать нарушение функций зрения:

  • оптические;
  • телевизионные;
  • светотехнические.

В процессе программированного обучения слепых и слепоглухонемых применяют дефлектологические обучающие машины и прочие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. Ультразвуковые локаторы помогают им свободно ориентироваться в пространстве.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot